- начать совещание вовремя;
- сообщить о регламенте;
- согласовать правила работы, уточнить повестку дня;
- назначить ответственного за регламент и протокол;
- предупредить о снятии выступлений не по существу вопроса, например эмоциональные оценки людей и событий, мнения вместо конструктивных предложений;
- если используется критика, то требовать ее конструктивности (называть конкретные факты и причины, не переходить на личность, а высказываться по поводу действий и ошибок, предлагать пути решения проблемы, устранения просчета, недостатка);
- жестко вести совещание по пути к намеченным целям, для этого обеспечит отдачу от каждого участника и придать конструктивный характер обсуждению в целом;
- регулировать направленность и деловитость выступлений, для этого следует не допускать затягивания выступлений, стимулируя конкретность, наличие содержательного анализа, реальных предложений, решений, идей;
- соблюдать корректность дискуссии;
- использовать разнообразные приемы для активизации внимания участников совещания;
|
|
- подводя итоги совещания, обобщить все сказанное, сформулировать выводы, определить задачи на будущее;
Правила поведения участников совещания
- представлять себя в своих высказываниях;
- говорить «Я» вместо «Мы» или безличной формы;
- если задается вопрос, необходимо сказать, сказать с какой целью он задается и почему это важно прояснить;
- целесообразно после прослушанной информации ставить вопросы: на уточнение, на понимание, на развитие и на отношение;
- не рекомендуется на совещаниях использовать провокационные вопросы или вопросы-ловушки, они провоцируют конфликты и заряжают людей отрицательной энергией, становятся причиной ухода от проблемы;
- высказывания должны быть конкретными, мысли - изложенными ясно, выступающие должны выдвигать новые идей, отстаивать личную точку зрения, быть терпеливыми к инакомыслию;
- рекомендуется воздерживаться, насколько возможно, от интерпретации чужих идей и мыслей;
- не делать неоправданных обобщений;
- говорить не о поступках и мыслях других, а о своем восприятии этих поступков и мыслей, т.е формулировать суждения на языке «Я-сообщений», а не «Вы-утверждений», например вместо «Вы вот тут ошиблись», сказать «Мне кажется, что здесь вкралась ошибка….».
3. Тест № 2.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21