Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывается из следующих составляющих:
- целемотивационный компонент – цели и мотивы личности, как субъекта ком-ции;
- абилитационный компонент – ком-тивные возможности индивида и ком-тивные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием;
- когнитивный компонент – знания, освоенная информация, обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как ком-тивного актора;
- операционный компонент – ком-тивные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления ком-ции.
В результате можно построить трансакционную модель ком-тивной личности.
«ХОЧУ» - «МОГУ» - «ЗНАЮ» - «УМЕЮ»
«ХОЧУ» соответствует целемотивационному компоненту.
«МОГУ» соответствует абилитационному компоненту.
«ЗНАЮ» соответствует когнитивному компоненту.
«УМЕЮ» соответствует операционному компоненту.
В данной модели ком-тивная личность может выступать в любой функции: и как ком-тор, и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться и компоненты коммуникативной личности.
Конецкая выделяла такие параметры ком-тивной личности:
1. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация — бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор..
2. Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Наиболее существенными для когнитивного параметра коммуникативной личности являются следующие характеристики: способность адекватного восприятия информации, способность воздействия на партнера и знание социально обусловленных норм вербальной и невербальной коммуникации.
3. Функциональный параметр включает три характеристики,: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств; 6) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами «речевого этикета».
(Коммуникативный код - это средство и общения, и взаимопонимания, и передачи культурных традиций.)
3. Тест № 5.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24