Прежде всего, психологи выяснили, что любая информация создает у человека социально-психологическую установку – то есть психологическую готовность к определенным действиям, реакциям, поступкам[85]. О значении установки при восприятии СМИ мы говорили раньше. Но что происходит в случае, когда сообщение СМИ воспринято? Оно ведь тоже формирует свою установку.
Функционирование установки связано с такой категорией, как доминанта – устойчивый очаг повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга, когда за счет повторов формируется устойчивая реакция на те или иные внешние раздражители. Например, постоянные повторы информации о том, что потребление копченой рыбы негативно влияет на здоровье, сопровождающиеся красноречивым изображением, могут сформировать доминанту отторжения этого продукта.
Доминантный очаг обладает свойствами, которые нередко эксплуатируются в журналистике. Это устойчивость во времени, способность с одной стороны как бы притягивать внешние раздражители, а с другой стороны - подпитываться ими, господство одной доминанты в конкретный интервал времени, способность человека осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.
|
|
Существуют способы коррекции нежелательных доминант. Это может быть сделано за счет сублимированной деятельности, доведения необходимых действия до автоматизма или грубого запрета на их осуществление. Но наиболее эффективная техника – торможение прежней доминанты новой. Новые доминанты могут быть выработаны с помощью информационного, эмоционального и физиологического воздействия. Считается, что первое – самое слабое, поэтому СМИ зачастую используют сочетание первых двух.
По истечении некоторого времени доминанта убывает, оставляя стереотипы восприятия, мышления и, следовательно, поведения. К основным свойствам стереотипа относят способность влиять на принятие решений нередко вопреки логике (40% американцев, отвергавших копченую рыбу, никогда ее не пробовали). Стереотипы человека можно определить по устойчивым оценкам и темам разговоров, в результате опроса и интервьюирования, используя прием неоконченного предложения, с помощью метода ассоциаций. В результате на основе знания стереотипов можно установить скрытое воздействие, разработать информационную стратегию или концепцию политической кампании. Понятно, что информационное пространство, программируемое СМИ, буквально напичкано такими стереотипами.
Связано с предыдущим эффектом, но использует самые разнообразные тактики информационное давление через СМИ:
1. Человека «приучают» к потреблению определенных ежедневных порций информации независимо от ее содержания. Без доступа к массовой информации человек начинает ощущать дискомфорт (информационный голод);
|
|
2. Формируют привычку к некритическому принятию информации, к автоматическому доверию СМИ;
3. Вынуждают реагировать на информацию чрезмерно эмоционально, принимая ее близко к сердцу – бурно радоваться, горевать, раздражаться;
4. Вынуждают привыкнуть даже к той информации, которая изначально не принимается. Например, человек не принимает грубых форм общения, но привыкает к ним, если переключая каналы в поисках «гуманной» информации, видит жестокие сцены;
5. Отнимают время от более насущных видов деятельности за счет приучения к просмотру телепрограмм;
6. Переключают с нормальных социальных контактов на виртуальное общение, что приводит нередко к десоциализации личности, создания ложного чувства сопричастности к другим людям.
Все эти тактики нередко используют в манипулятивных целях.