Сообщение — это центральный элемент схемы коммуникации: это средство, задуманное и составленное с целью убеждения. Выраженное чаще всего в словесной форме, сообщение говорит о чем-то (проблема или социальный объект), указывает позицию источника по отношению к этой проблеме или этому объекту, причем эта позиция в большей или меньшей степени расходится с точкой зрения реципиента; в сообщении приводятся также аргументы, которые могут меняться. Проблемы, которые встречаются в исследованиях этих факторов, гораздо менее многочисленны и менее трудны, чем те, что связаны с факторами источника, так как если характеристики источника действуют лишь в той мере, в какой они воспринимаются, приписываются или интерпретируются реципиентом, то характеристики сообщения как по форме, так и по содержанию объективны и не требуют обычно контроля манипуляции. С давних пор существуют многочисленные исследования «реальных» сообщений (политическая речь, проповедь или надгробное слово и т. д.), которые с помощью анализа содержания или стиля стремятся выявить средства, используемые ораторами с целью убедить слушателей, выделить предпочитаемую ими стратегию, их индивидуальный стиль. Существуют также многочисленные трактаты по риторике, которые учат нормам построения речи. Но обычно ни те ни другие не дают информации о воздействии речи на реципиентов. Экспериментальных исследований, напротив, этот аспект касается непосредственно, и они систематически продумываются и разрабатываются так, чтобы ответить на этот вопрос.
|
|