Хотя в социальной психологии господствует тенденция считать, что оценка тормозит креативность групп, приходится все же констатировать, что этот результат подтверждается небольшим числом исследований. Что касается эффекта соревнования внутри групп и между группами, то кажется, что из противоречивых результатов, которые удалось получить до сих пор, невозможно выделить определенную направленность или сделать логически последовательные выводы. Из-за того что под названием креативности могут изучаться феномены различного характера или разные параметры одного феномена, возникают дополнительные трудности. По-видимому, именно эти переменные — контекст оценки, соревнование — способны действовать по-разному на разные составляющие творческого процесса.
Недавно был проведен эксперимент (Glover, 1979), который, как нам кажется, прекрасно иллюстрирует и доказывает эту точку зрения.
В эксперименте изучаются соответственные эффекты трех ситуаций:
• ситуация, в которой ценится именно результат, достигнутый группой,
в контексте оценки и межгруппового соревнования;
220 Глава 6. Креативность групп
Ж. Методы и приемы креативности в группе 221
• ситуация, когда ценятся индивидуальные достижения в контексте оценки и внутригруппового соревнования;
• ситуация, в которой параметр «достижения» (индивидуальные или групповые) вовсе не присутствует, как отсутствует и оценка или соревнование (внутри группы или между группами).
Испытуемые, поделенные на группы по б человек, должны выполнить классическое задание тестов креативности: найти всевозможные применения предложенного предмета. На первом этапе все группы работают в одних и тех же условиях — без оценки и без соревнования. Затем экспериментатор вводит — на втором этапе — инструкции, создающие три варианта эксперимента. Работа Гловера интересна тем, что он изучает не «чистые» достижения группы, а результаты, полученные по четырем различным параметрам этих достижений:
• изменчивость, т. е. число различающихся ответов;
• гибкость, т. е. число различных типов ответов;
• богатство разработок, т. е. степень способности обогатить ответ;
• оригинальность, определяемая редкостностью предлагаемых ответов.
Результаты эксперимента демонстрируют, что каждый контекст оказывает специфическое влияние на различные когнитивные параметры задания (табл. 6.4).
• Безоценочный контекст способствует богатству и оригинальности результатов, но, напротив, снижает переменчивость и гибкость.
• Оценочно-соревновательный контекст благоприятствует переменчивости и гибкости ответов группы, но препятствует богатству и оригинальности результатов.
• В оценочных и соревновательных ситуациях сосредоточение внимания на группе приводит к переменчивости и гибкости более высокой, чем в случае сосредоточения внимания группы на индивидах. Напротив, различие центров внимания не влияет на процессы выработки результатов и на оригинальность.
Таблица 6.4 Характер достижений групп, полученных в эксперименте Гловера (Glover, 1979)
Ситуация | Тип достижений | |||
изменчивость | гибкость | богатство разработки | оригиналь ность | |
Оценка, соревнование, сосредоточение внимания на группе | ++ | ++ | - | - |
Оценка, соревнование, сосредоточение внимания на индивиде | + | + | - | - |
Отсутствие оценки и соревнования | - | - | ++ | ++ |
Эти результаты — если бы они получили подтверждение в других исслеДО' ваниях — казались бы нам очень важными, так как они позволили бы выделить
цовый анализ креативности групп, при котором анализ когнитивных процессов, приведенных в действие в креативности, играл бы определяющую роль и дал бы возможность при соответствующих условиях объяснить противоречивость неко-торых результатов.