Е. Оценка, соревнование и креативность групп

Хотя в социальной психологии господствует тенденция считать, что оценка тор­мозит креативность групп, приходится все же констатировать, что этот результат подтверждается небольшим числом исследований. Что касается эффекта сорев­нования внутри групп и между группами, то кажется, что из противоречивых ре­зультатов, которые удалось получить до сих пор, невозможно выделить опреде­ленную направленность или сделать логически последовательные выводы. Из-за того что под названием креативности могут изучаться феномены различного ха­рактера или разные параметры одного феномена, возникают дополнительные трудности. По-видимому, именно эти переменные — контекст оценки, соревнова­ние — способны действовать по-разному на разные составляющие творческого процесса.

Недавно был проведен эксперимент (Glover, 1979), который, как нам кажется, прекрасно иллюстрирует и доказывает эту точку зрения.

В эксперименте изучаются соответственные эффекты трех ситуаций:

• ситуация, в которой ценится именно результат, достигнутый группой,
в контексте оценки и межгруппового соревнования;


220 Глава 6. Креативность групп


Ж. Методы и приемы креативности в группе 221



• ситуация, когда ценятся индивидуальные достижения в контексте оценки и внутригруппового соревнования;

• ситуация, в которой параметр «достижения» (индивидуальные или группо­вые) вовсе не присутствует, как отсутствует и оценка или соревнование (внутри группы или между группами).

Испытуемые, поделенные на группы по б человек, должны выполнить класси­ческое задание тестов креативности: найти всевозможные применения предло­женного предмета. На первом этапе все группы работают в одних и тех же услови­ях — без оценки и без соревнования. Затем экспериментатор вводит — на втором этапе — инструкции, создающие три варианта эксперимента. Работа Гловера ин­тересна тем, что он изучает не «чистые» достижения группы, а результаты, полу­ченные по четырем различным параметрам этих достижений:

• изменчивость, т. е. число различающихся ответов;

• гибкость, т. е. число различных типов ответов;

• богатство разработок, т. е. степень способности обогатить ответ;

• оригинальность, определяемая редкостностью предлагаемых ответов.

Результаты эксперимента демонстрируют, что каждый контекст оказывает спе­цифическое влияние на различные когнитивные параметры задания (табл. 6.4).

• Безоценочный контекст способствует богатству и оригинальности резуль­татов, но, напротив, снижает переменчивость и гибкость.

• Оценочно-соревновательный контекст благоприятствует переменчивости и гибкости ответов группы, но препятствует богатству и оригинальности результатов.

• В оценочных и соревновательных ситуациях сосредоточение внимания на группе приводит к переменчивости и гибкости более высокой, чем в случае сосредоточения внимания группы на индивидах. Напротив, различие цент­ров внимания не влияет на процессы выработки результатов и на ориги­нальность.

Таблица 6.4 Характер достижений групп, полученных в эксперименте Гловера (Glover, 1979)

Ситуация Тип достижений
изменчи­вость гибкость богатство разработки оригиналь ность
Оценка, соревнование, сосредо­точение внимания на группе ++ ++ - -
Оценка, соревнование, сосредо­точение внимания на индивиде + + - -
Отсутствие оценки и соревно­вания - - ++ ++

Эти результаты — если бы они получили подтверждение в других исслеДО' ваниях — казались бы нам очень важными, так как они позволили бы выделить


цовый анализ креативности групп, при котором анализ когнитивных процессов, приведенных в действие в креативности, играл бы определяющую роль и дал бы возможность при соответствующих условиях объяснить противоречивость неко-торых результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: