Современная западная философия представляет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, которые отражают противоречивую динамику философского сознания на протяжении последней трети XIX – XX в.
В развитии европейской философии можно выделить две эпохи: классику (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассику (развитие европейской философии с середины XIX в. до настоящего момента). Под классической философией подразумевается европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и понимание сущности и задач философии.
|
|
Классическая философия отличалась: приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии было связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками их радикального переосмысления.
Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.
В рамках постклассической философии выделяют следующие типы философствования:
- сциентистский (позитивистская традиция),
- иррационалистический («философия жизни», экзистенциализм),
- умозрительно-метафизический (религиозная философия),
- смешанный (психоанализ, феноменология, герменевтика, структурализм, постструктурализм, постмодернизм).
Во вт. пол. XIX в. возникает иррационализм как новое философское направление, фундаментальные основы которого закладываются в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Их идеи впоследствии будут неоднократно востребованы в различных направлениях философии XX в.
Если попытаться определить специфические этапы в развитии современной западной философии, то вполне отчетливо можно обнаружить три этапа.
Первый этап продолжается с 70-х гт. XIX в. до Первой мировой войны. В этот период развивается эмпириокритицизм, неокантианство, философия жизни, прагматизм, неогегельянство. Для философии этого периода характерно сопоставление с наукой; во всяком случае наука становится мерой познания для большинства философских школ. Философия либо стремится утвердиться как наука (хочет быть наукой о методе научного познания или наукой о предпосылках и принципах научных теорий), либо, напротив, отвергает науку и ее претензии на объективное познание, ссылаясь на внерациональные источники познания (интуицию и т.п.). Это противопоставление впоследствии стало основой оппозиции «сциентизм - антисциентизм».
|
|
Второй этап длится с конца Первой мировой войны до конца 50-х гг. XX в. Он объединяет такие течения, как феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм, персонализм и т.п. Всем этим течениям присуще уже четкое размежевание научного и философского знания.
Третий этап начинается в 60-е гг. Спецификой философского мышления в этот период является больший акцент на целостность и свободу человека. И в эти годы мысль человека не менее исторична, чем в предшествующий период. Однако сегодня при рассмотрении генезиса явлений в большей мере она учитывает структуру явлений. История теперь воспринимается не как какой-то каузально обусловленный процесс, но как деятельность людей, при анализе и оценке которой необходимо учитывать два аспекта: и каузальность, и свободу. В истории есть определенные сферы, развитие которых невозможно предсказать исходя из модели каузальности, они - дело человеческой свободы.