Информационные образовательные технологии: классификация, требования к ним и принципы их разработки

Анализ и систематизация основных подходов к разработке информационных образовательных технологий позволили принять следующую их классификацию

1. По характеру выполняемых функций:

 средства, обеспечивающие создание положительных учебных мотивов;

 средства, помогающие в показе учебного материала;

 средства, автоматизирующие организационные функции преподавателя;

 средства, обеспечивающие составление и предъявление учебных заданий;

 контролирующие средства, обеспечивающие обратную связь и коррекцию;

 устройства, снимающие с обучающегося вспомогательную, рутинную часть его образовательной деятельности;

 комплексные средства, управляющие действиями обучающегося на всех этапах.

2. По степени полноты обучающих функций, возлагаемых на ЭВМ:

 программы, выполняющие отдельные функции управления обучением;

 программы, реализующие законченный фрагмент обучения в целом;

 программы, производящие автоматизированное управление всем учебным курсом.

3. По особенностям взаимодействия обучающегося с ЭВМ:

 недиалоговые программы, жёстко предписывающие последовательность действий;

 программы с различными типами диалога (деловым, педагогическим и др.);

 диалоговые программы с возможностью постановки обучающимися задач по своему усмотрению.

4. По способу управления учебной деятельностью:

 программы, осуществляющие разомкнутое или цикличное управление;

 программы, управляющие по принципу белого или чёрного ящика;

 программы с управлением по ответу или по процессу;

5. По уровням индивидуализации образования:

 средства, осуществляющие индивидуальное образование;

 средства, осуществляющие адаптивное образование;

 средства, осуществляющие индивидуализированное образование;

 программы для межличностного образовательного процесса (в сотрудничестве).

6. По форме представления учебного материала:

 текстовая книга;

 статичная иллюстрированная книга ("в картинках");

 книга с анимацией или со звуковым сопровождением;

 мультимедиа-книга (текст, звук, изображения, видеоклипы);

 гипермедиа-книга – мультимедиа-книга, использующая гипертекст с целью нелинейного представления знаний.

Всестороннее обоснование процесса разработки информационных образовательных технологий, позволило выработать основные требования ним, которые могут быть использованы как при разработке информационных образовательных технологий, так и при оценке их качества. Эти требования могут быть разделены на следующие основные группы:

А. Общесистемные требования:

1) научность содержания; обеспечение возможности построения содержания образования с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности;

2) открытость; возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью;

3) воспитывающий характер; информационное наполнение образовательной среды должно обеспечивать сочетание процессов обучения и воспитания;

4) креативность; обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы;

5) надёжность работы и системная целостность; техническая корректность; обеспечение адекватной реакции на любые ответы обучающихся;

6) научная организация дизайна образовательной среды; обеспечение максимальной информативности при минимальной утомляемости обучающихся.

Б. Методологические требования:

1) целенаправленность; обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях образования, степени достижения этих целей;

2) обеспечение мотивации; стимулирование постоянной высокой мотивации обучающихся, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;

3) обеспечение обучения в сотрудничестве; программа должна моделировать совместную субъект-субъектную деятельность;

4) обеспечение систематической обратной связи; обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию, достаточную для их устранения;

5) обоснованность оценивания; использование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку, в роли которых могут выступать: количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер допущенных ошибок и т. д.;

6) педагогическая гибкость; программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой её точке;

7) возможность возврата назад; при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий.

В. Требования к структуре и организационному построению:

1) структурная целостность; учебный материал должен быть представлен в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи осваиваемой учебной дисциплины;

2) наличие входного контроля; диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации образования, а также оказания требуемой первоначальной помощи;

3) индивидуализация образования; программа должна включать динамическую модель обучающегося, многоуровневую организацию учебного материала, банк заданий разного уровня трудности;

4) наличие развитой системы помощи; система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и освоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучающегося;

5) наличие интеллектуального ядра; может быть обеспечено за счет экспертных систем или средств искусственного интеллекта, организующих систему анализа причин ошибок обучающегося; систему комментариев, помогающих обучающемуся понять свои ошибки и сделать правильные для себя выводы;

6) возможность документирования хода образования и его результатов;

7) наличие специально отведённого места для рефлексии обучающихся и возможности накопления результатов рефлексии;

8) наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса;

9) обеспечение возможности получения твердой копии статических разделов программы; возможность копирования выбранной информации в личный электронный конспект, её редактирования и распечатки;

10) наличие развитой поисковой системы, режимов "лупы", "автопоказа";

11) наличие блока контроля утомления обучающегося, блока релаксации; последний должен содержать тематически однородные небольшие "банки" шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т. д.

Исходя из данных требований могут быть сформулированы следующие принципы разработки информационных образовательных технологий, которые являются инвариантными по отношению к осваиваемым учебным дисциплинам, типам педагогического программного средства, категориям пользователей:

1) научности; первичности психолого-педагогического и вторичности технического и программных компонентов разработки;

2) опоры на мотивацию; акцентирования внимания на достижение и поддержание высокой мотивации; стремление к преимущественному достижению внутренней учебной мотивации;

3) целенаправленности; постоянного соотнесения результатов разработки с ближайшими и отдалёнными образовательными целями;

4) открытости; возможности реализации любой педагогической технологии, концепции; лёгкость модернизации и переструктурирования;

5) системности; рассмотрения каждого объекта как единого целого, во всём многообразии его взаимосвязей с элементами надсистемы, подсистемы и окружающей средой;

6) эффективности; ориентации на достижение нового качественного уровня развития личности; оптимального использования возможностей информационных образовательных технологий;

7) учёта развития; рассмотрения функционирования разрабатываемых средств и технологий в динамике, в развитии, с использованием аппарата теории вероятностей;

8) логической полноты; стремления к тому, чтобы информационные технологии полностью обеспечивали определённый образовательный фрагмент, все его составляющие;

9) практичности; постоянной обратной связи процесса разработки информационных технологий с результатами их практического использования;

10) типизации и унификации; стремления к удовлетворению запросов большинства преподавателей и обучающихся; использование доступного, понятного интерфейса, эргономичных решений;

11) профессионализма; создания творческих коллективов, включающих преподавателей различных учебных дисциплин, специалистов в областях психологии, педагогического проектирования, дизайна, программирования;

12) первого руководителя; главная роль в управлении созданием средств информационных образовательных технологий должна принадлежать преподавателям; руководящий состав вузов должен возглавлять и обеспечивать информатизацию образования.

Таким образом, разработка информационных образовательных технологий является объектом сложного процесса наукоемкого проектирования, успех которого определяется соблюдением присущих для всякого процесса проектирования требований и принципов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: