Анализ и систематизация основных подходов к разработке информационных образовательных технологий позволили принять следующую их классификацию
1. По характеру выполняемых функций:
средства, обеспечивающие создание положительных учебных мотивов;
средства, помогающие в показе учебного материала;
средства, автоматизирующие организационные функции преподавателя;
средства, обеспечивающие составление и предъявление учебных заданий;
контролирующие средства, обеспечивающие обратную связь и коррекцию;
устройства, снимающие с обучающегося вспомогательную, рутинную часть его образовательной деятельности;
комплексные средства, управляющие действиями обучающегося на всех этапах.
2. По степени полноты обучающих функций, возлагаемых на ЭВМ:
программы, выполняющие отдельные функции управления обучением;
программы, реализующие законченный фрагмент обучения в целом;
программы, производящие автоматизированное управление всем учебным курсом.
|
|
3. По особенностям взаимодействия обучающегося с ЭВМ:
недиалоговые программы, жёстко предписывающие последовательность действий;
программы с различными типами диалога (деловым, педагогическим и др.);
диалоговые программы с возможностью постановки обучающимися задач по своему усмотрению.
4. По способу управления учебной деятельностью:
программы, осуществляющие разомкнутое или цикличное управление;
программы, управляющие по принципу белого или чёрного ящика;
программы с управлением по ответу или по процессу;
5. По уровням индивидуализации образования:
средства, осуществляющие индивидуальное образование;
средства, осуществляющие адаптивное образование;
средства, осуществляющие индивидуализированное образование;
программы для межличностного образовательного процесса (в сотрудничестве).
6. По форме представления учебного материала:
текстовая книга;
статичная иллюстрированная книга ("в картинках");
книга с анимацией или со звуковым сопровождением;
мультимедиа-книга (текст, звук, изображения, видеоклипы);
гипермедиа-книга – мультимедиа-книга, использующая гипертекст с целью нелинейного представления знаний.
Всестороннее обоснование процесса разработки информационных образовательных технологий, позволило выработать основные требования ним, которые могут быть использованы как при разработке информационных образовательных технологий, так и при оценке их качества. Эти требования могут быть разделены на следующие основные группы:
|
|
А. Общесистемные требования:
1) научность содержания; обеспечение возможности построения содержания образования с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности;
2) открытость; возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью;
3) воспитывающий характер; информационное наполнение образовательной среды должно обеспечивать сочетание процессов обучения и воспитания;
4) креативность; обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы;
5) надёжность работы и системная целостность; техническая корректность; обеспечение адекватной реакции на любые ответы обучающихся;
6) научная организация дизайна образовательной среды; обеспечение максимальной информативности при минимальной утомляемости обучающихся.
Б. Методологические требования:
1) целенаправленность; обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях образования, степени достижения этих целей;
2) обеспечение мотивации; стимулирование постоянной высокой мотивации обучающихся, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;
3) обеспечение обучения в сотрудничестве; программа должна моделировать совместную субъект-субъектную деятельность;
4) обеспечение систематической обратной связи; обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию, достаточную для их устранения;
5) обоснованность оценивания; использование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку, в роли которых могут выступать: количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер допущенных ошибок и т. д.;
6) педагогическая гибкость; программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой её точке;
7) возможность возврата назад; при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий.
В. Требования к структуре и организационному построению:
1) структурная целостность; учебный материал должен быть представлен в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи осваиваемой учебной дисциплины;
2) наличие входного контроля; диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации образования, а также оказания требуемой первоначальной помощи;
3) индивидуализация образования; программа должна включать динамическую модель обучающегося, многоуровневую организацию учебного материала, банк заданий разного уровня трудности;
4) наличие развитой системы помощи; система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и освоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучающегося;
5) наличие интеллектуального ядра; может быть обеспечено за счет экспертных систем или средств искусственного интеллекта, организующих систему анализа причин ошибок обучающегося; систему комментариев, помогающих обучающемуся понять свои ошибки и сделать правильные для себя выводы;
6) возможность документирования хода образования и его результатов;
7) наличие специально отведённого места для рефлексии обучающихся и возможности накопления результатов рефлексии;
|
|
8) наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса;
9) обеспечение возможности получения твердой копии статических разделов программы; возможность копирования выбранной информации в личный электронный конспект, её редактирования и распечатки;
10) наличие развитой поисковой системы, режимов "лупы", "автопоказа";
11) наличие блока контроля утомления обучающегося, блока релаксации; последний должен содержать тематически однородные небольшие "банки" шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т. д.
Исходя из данных требований могут быть сформулированы следующие принципы разработки информационных образовательных технологий, которые являются инвариантными по отношению к осваиваемым учебным дисциплинам, типам педагогического программного средства, категориям пользователей:
1) научности; первичности психолого-педагогического и вторичности технического и программных компонентов разработки;
2) опоры на мотивацию; акцентирования внимания на достижение и поддержание высокой мотивации; стремление к преимущественному достижению внутренней учебной мотивации;
3) целенаправленности; постоянного соотнесения результатов разработки с ближайшими и отдалёнными образовательными целями;
4) открытости; возможности реализации любой педагогической технологии, концепции; лёгкость модернизации и переструктурирования;
5) системности; рассмотрения каждого объекта как единого целого, во всём многообразии его взаимосвязей с элементами надсистемы, подсистемы и окружающей средой;
6) эффективности; ориентации на достижение нового качественного уровня развития личности; оптимального использования возможностей информационных образовательных технологий;
7) учёта развития; рассмотрения функционирования разрабатываемых средств и технологий в динамике, в развитии, с использованием аппарата теории вероятностей;
8) логической полноты; стремления к тому, чтобы информационные технологии полностью обеспечивали определённый образовательный фрагмент, все его составляющие;
|
|
9) практичности; постоянной обратной связи процесса разработки информационных технологий с результатами их практического использования;
10) типизации и унификации; стремления к удовлетворению запросов большинства преподавателей и обучающихся; использование доступного, понятного интерфейса, эргономичных решений;
11) профессионализма; создания творческих коллективов, включающих преподавателей различных учебных дисциплин, специалистов в областях психологии, педагогического проектирования, дизайна, программирования;
12) первого руководителя; главная роль в управлении созданием средств информационных образовательных технологий должна принадлежать преподавателям; руководящий состав вузов должен возглавлять и обеспечивать информатизацию образования.
Таким образом, разработка информационных образовательных технологий является объектом сложного процесса наукоемкого проектирования, успех которого определяется соблюдением присущих для всякого процесса проектирования требований и принципов.