Семинарского занятия

Семинар, как групповое занятие творческого характера, имеет цель обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов, выступлений в интересах углубленного изучения и проработки отдель­ных, наиболее важных в методологическом отношении тем дисциплины «Правоохранительные органы».

Подготовке обучающихся к семинару, как правило, предшествует соот­ветствующий лекционный блок. Между последней лекцией блока и се­минарским занятием предусмотрен достаточный временной интервал. За это время обучающиеся имеют возможность ознакомиться с планом семина­ра, изучить и законспектировать рекомендованную литературу, основные правовые акты по теме.

Обычно на семинарское занятие выносятся несколько вопросов. Кроме них на семинаре также может быть заслушан и обсужден доклад (сообщение) на актуальную тему. Тема доклада либо является заглавной в про­блематике всего семинара, либо - обобщающей. Докладчику целесооб­разно заблаговременно в индивидуальном порядке получить у препода­вателя методические рекомендации по подготовке доклада.

По наиболее сложным вопросам обучающиеся также могут проконсуль­тироваться у преподавателя в ходе подготовки к семинару.

В силу динамичности законодательства, нормативные правовые акты приведены на момент их принятия, в последующим в них могли вноситься изменения и дополнения, которые необходимо учесть, используя справочно-правовые системы «Консультант-плюс», «Гарант» и другие.

Конкретная методика подготовки (написание полного текста ответа, составление расширенного или краткого плана ответа, формулирование основных тезисов ответа и т.п.) избирается каждым студентом индивидуально. Все рекомендованные преподавателем источники надо изучать «сквозь призму» вопросов плана семинарского занятия в такой последовательности:

1. конспект лекции;

2. учебник;

3. законодательный материал;

4. рекомендуемая литература;

5. другие материалы.

На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов готовятся развернутые ответы на каждый вопрос плана занятия.

Ответ на каждый вопрос должен включать:

– определение и раскрытие сущности соответствующих понятий о конкретном правоохранительном органе;

– ссылку на изученные источники;

– характеристику этих органов, раскрытие их полномочий.

Следует научиться находить, отбирать из разнообразных источников и систематизировать только такую информацию, которая касается именно этих вопросов. Необходимо иметь в виду, что формулирование теоретических вопросов семинарского занятия, как правило, не дублируют название глав, параграфов того или иного учебника. Поэтому только активное изучение большинства рекомендованных источников позволит подготовить полный, глубокий ответ на поставленные вопросы, собрать теоретические и фактические аргументы, доказательства, материалы юридической практики, исторические и другие иллюстрации, которые доказывают, обосновывают изложенные тезисы и положения.

На семинарском занятии опрос обучающихся строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по вызову преподава­теля. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке обучающихся к по­следующим занятиям. Выступления должны быть содержательными, логичными, аргумен­тированными и не превышать 10 минут. Основная часть ответа должна быть изложена самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки из научной и другой литературы, законодательные тексты.

Вмешательство преподавателя в выступление допустимо в тех слу­чаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил гру­бую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопро­са. Вместе с тем, целесообразно дать возможность самим участникам семинара указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задавать уточняющие вопросы.

В ходе семинара допускается проведение краткого письменного оп­роса (летучки), выдача персональных заданий и других форм индивидуального контроля подготовленности обучающихся к занятию.

Считается недостаточно продуктивным такое занятие, которое сводится только к простому повторению материала, изложенного в лекции или в учебнике. Аудиторное занятие – это, прежде всего, лаборатория творческого мышления и в этом его основное учебно-методическое назначение, наибольшая дидактическая ценность. Только в том случае, если после занятия студенты имеют более широкие и глубокие знания, чем к его началу, оно полностью оправдывает себя как форма учебы. Поэтому желательно фиксировать, конспектировать все новое, что удалось услышать на занятии, дополнять и уточнять свои рабочие записи. Полученные знания позволят не только научиться анализировать и решать проблемы в юридической сфере, грамотно и оперативно ориентироваться в законодательстве, но и в целом повысить свою правовую культуру.

Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале. Минимально приемлемая оценка знаний – «удовлетворительно». Для того, чтобы осуществить самооценку своих знаний таким образом и ожидать, что именно так их оценит преподаватель необходимо показать достаточное владение материалом лекций.

Знания, оцениваемые «хорошо», предполагают владение основными понятиями и определениями по курсу, а также умение проиллюстрировать их примерами, взятыми из учебной литературы, что обуславливает ее самостоятельное изучение студентами, особенно источников, которые рекомендованы преподавателем.

Знания, оцениваемые на «отлично», предполагают не только владение основными понятиями и определениями курса и умение проиллюстри­ровать их примерами, но и усвоение методов толкования и применения законов и других нормативных правовых актов, а также использование до­полнительной литературы по изучаемым темам. При этом будет учитываться такое важное для юриста квалификационное требование, как грамотная устная и письменная речь. Чтобы соответствовать этому требованию, студенту следует чаще и, хорошо подготовившись, выступать на семинарских занятиях, тщательно записывать лекции и перечитывать эти записи, поправляя их «на грамотность», готовить письменные доклады и рефераты. Большую пользу приносит конспектирование рекомендованной ли­тературы. Студент, желающий получить отличные знания и соответст­вующую им оценку, должен быть готов предъявить преподавателю свои записи лекций, конспекты литературы, другие письменные материалы, а также пояснить их и ответить на возникшие у преподавателя вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: