Тойнби Арнольд Джозеф, английский историк и социолог, в противовес позитивистскому эволюционизму и евроцентризму выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций.
Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации.
По мнению Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.
Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Поэтому Тойнби видит прогресс в духовном совершенствовании поколений людей.
Он делал попытки выделить соответствующие типы государств на основе социокультурного фактора. В основе этого подхода тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень политической, экономической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация влияет не только на социальную, но и на государственную организацию общества.
|
|
Достоинства цивилизационного подхода:
- подчеркивается роль духовных факторов в развитии государства и права. Это подтверждается присутствием религиозных, национальных и других аспектов в сущности государства;
- с учетом социокультурных факторов складывается многовариантная типология государств.
Недостатки цивилизационного подхода:
- в завершенном виде типологии государства по социально-культурному признаку ни Тойнби, ни его последователи не разработали. Они лишь попытались сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества;
- недооцениваются социально-экономические факторы, которые играют определяющую роль в формировании надстройки;
- эта типология в большей мере характеризует не столько государство, сколько общество. В ней не выделяется главное, что характеризует государство – принадлежность политической власти.
Типология государства является одним из методов познания. В этом методе формационный и цивилизационный подходы должны не исключать, а дополнять и углублять друг друга. Они должны применяться в комплексе. |