В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сформулированы требования к процессам жизненного цикла и к процессам системы менеджмента качества. Возможно, у вас возник вопрос: «На каких этапах петли (спирали) качества должны выполняться требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001?» Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, может быть представлен в виде, приведенном в таблице 5.3.
Таблица 5.3
Связь требований к процессам системы менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 с этапами петли качества [1, 2]
Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001к процессам | Номера этапов петли качества |
4 Система менеджмента качества [только наименование] | |
4.1 Общие требования | 1-11, (12) |
4.2 Требования к документации [только наименование] 4.2.1 Общие положения 4.2.2 Руководство по качеству 4.2.3 Управление документацией 4.2.4 Управление записями | 1-11, (12) 1-11, (12) 1-11, (12) 1-11, (12) |
5 Ответственность руководства [только наименование] | |
5.1 Обязательства руководства | 1-11, (12) |
5.2 Ориентация на потребителя | 1-11, (12) |
5.3 Политика в области качества | 1-11, (12) |
5.4 Планирование [только наименование] 5.4.1 Цели в области качества 5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества | 1-11, (12) 1-11, (12) |
5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией [только наименование] 5.5.1 Ответственность и полномочия 5.5.2 Представитель руководства 5.5.3 Внутренний обмен информацией | 1-11, (12) 1-11, (12) 1-11, (12) |
5.6 Анализ со стороны руководства [только наименование] 5.6.1 Общие положения 5.6.2 Входные данные для анализа 5.6.3 Выходные данные для анализа | 1-11, (12) 1-11, (12) 1-11, (12) |
6 Менеджмент ресурсов [только наименование] | |
6.1 Обеспечение ресурсами | 1-11, (12) |
6.2 Человеческие ресурсы [только наименование] | |
6.2.1 Общие положения 6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка | 1-11, (12) 1-11, (12) |
6.3 Инфраструктура | 1-11, (12) |
6.4 Производственная среда | 1-11, (12) |
7 Процессы жизненного цикла продукции [только наименование] | |
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции | 1-11, (12) |
7.2 Процессы, связанные с потребителями [только наименование] 7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции | 1, (2-12) |
7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции | 1, (2-12) |
7.2.3 Связь с потребителями | 1, (2-7), 8-11 |
7.3 Проектирование и разработка [только наименование] 7.3.1 Планирование проектирования и разработки 7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки 7.3.3 Выходные данные для проектирования и разработки 7.3.4 Анализ проекта и разработки 7.3.5 Верификация проекта и разработки 7.3.6 Валидация проекта и разработки 7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки | (1), 2, 3, (4-12) 1-3, (4-12) (1), 2, 3, (4-12) (1), 2-5, (6-12) (1), 2, 3, (4-12) (1), 2, 3, (4-12) (1), 2, 3, (4-12) |
7.4 Закупки [только наименование] | |
7.4.1 Процесс закупок | (1-3), 4, (5-12) |
7.4.2 Информация по закупкам | (1-3), 4, (5-12) |
7.4.3 Верификация закупленной продукции | (1-3), 4, (5-12) |
7.5 Производство и обслуживание [только наименование] | |
7.5.1 Управление производством и обслуживанием | (1-4), 5, 6, (7, 8), 9-11 |
7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания | (1-4), 5, 6, (7, 8), 9-11 |
7.5.3 Идентификация и прослеживаемость 7.5.4 Собственность потребителей | (1-3), 4-11, (12) (2-4), 5-8 |
7.5.5 Сохранение соответствия продукции | (2, 3), 4-11 |
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений | (2-4), 5, 6, (7-11) |
8 Измерение, анализ и улучшение [только наименование] | |
8.1 Общие положения | 1-11, (12) |
8.2 Мониторинг и измерение [только наименование] 8.2.1 Удовлетворенность потребителей | 1, (2-7), 8-11 |
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки) | 1-11, (12) |
8.2.3 Мониторинг и измерение процессов | 1-11, (12) |
8.2.4 Мониторинг и измерение продукции | (4), 5, 6, (7-11) |
8.3 Управление несоответствующей продукцией | (2-4), 5, 6, 7-12 |
8.4 Анализ данных | 1-11, (12) |
8.5 Улучшение [только наименование] 8.5.1 Постоянное улучшение 8.5.2 Корректирующие действия 8.5.3 Предупреждающие действия | 1-11, (12) 1-11, (12) 1-11, (12) |
Примечания: 1. В правом столбце без скобок указаны номера этапов петли качества, имеющие прямое отношение к процессу, указанному в данной строке; в скобках указаны номера этапов петли качества, которые могут иметь отношение к этому процессу. 2. Обращаем ваше внимание, что в конкретных случаях на некоторых предприятиях связь процессов системы менеджмента качества с этапами петли качества может несколько отличаться от точки зрения авторов, приведенной в данной таблице. |
Оценивание системы менеджмента качества [1, 2]
5.4.9.1 Оценивание процессов системы менеджмента качества [1, 2]
При оценке систем менеджмента качества следует [6] задавать четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:
а) выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?
б) распределена ли ответственность?
в) внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?
г) эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?
Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценивания. Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценка.
Контрольные вопросы:
1. Как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001 определяет понятие процесс?
2. Каким образом графически изображают процесс?
3. Перечислите основные виды входов и выходов процессов?
4. Дайте определение понятия ² владелец процесса ².
5. Какие три группы входов обычно выявляют при графическом изображении процессов?
6. Перечислите основные точки процесса, в которых желательно измерять и контролировать показатели (характеристики) качества?
7. Что такое ²специальный процесс² и чем он отличается от обычного процесса?
8. Каким образом изменяется роль владельца процесса в ходе его выполнения?
9. Что такое цепочка процессов?
10.Что такое сеть процессов?
11. О чем должен заботиться владелец каждого процесса в ходе выполнения своей деятельности?
12. Поясните модель системы менеджмента качества, основанную на процессном подходе.
13. Внутренний цикл процессов в организации.
14. Внешний цикл процессов, связанный с определением требований и с измерением удовлетворенности потребителей.
15. Система менеджмента качества и ее связь с сетью процессов.
16. Требования к процессам системы менеджмента качества
17. Этапы петли качества, имеющие отношение к требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001
18. Связь требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 с этапами петли (спирали) качества
Литература:
1. Пономарев С.В. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин – М.: РИА "Стандарты и качество", 2004 г. – 248 с.
2. Пономарев С.В. Управление качеством процессов и продукции. В 3-х кн. Кн. 1: Введение в системы менеджмента качества процессов в производственной, коммерческой и образовательной сферах: учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, Е.С. Мищенко и др.; под ред. д-ра техн. наук, проф. С.В. Пономарева. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 240 с.