Задания. Группа разбивается на две подгруппы с равным количеством участников, после чего делают два круга

1 “Ролевые игры”

Группа разбивается на две подгруппы с равным количеством участников, после чего делают два круга. По знаку директора внешний круг начинает двигаться по часовой стрелке, а внутренний – против. По сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом к партнёру в другом круге. Находящиеся во внешнем круге играют роли полицейских, дающих указания по движению своим партнёрам во внутреннем круге, которые играют роли автомобилистов. Все играют в течение трёх минут. По знаку директора игра прекращается и три минуты отводится на обмен впечатлениями. По сигналу процесс случайного выбора партнёров повторяется. На этот раз участники из внутреннего круга играют продавцов, которые уговаривают своих партнёров из внешнего круга сделать покупку. Через три минуты ролевая игра останавливается и участники делятся впечатлениями.

Для этого задания могут быть выбраны и другие роли:

- родственники, которые давно не виделись и теперь наконец-то встретились;

- друзья, один (одна) из которых рассказывает не знавшему об этом другому (другой) о недавней кончине своей (своего) супруги (супруга) либо друга (подруги);

- двое детей, которые нашли игрушку и не могут её поделить;

- молодой человек, признающийся своим родителям в том, что он гомосексуалист.

По окончании задания участники группы получают время для того, чтобы поделиться своими впечатлениями, мыслями и реакциями.

2 “Монолог с двойником”

Один из членов группы входит в центр круга, который составляют участники, и начинает говорить обо всём, что приходит ему в голову. Участник озвучивает весь ассоциативный ряд перед группой, свободно возникающий в связи с любой мыслью. При этом не надо выступать с продуманной речью, надо просто вслух излагать любые мысли. Начать монолог можно с признания в настороженности, в неуверенности, можно свободно расхаживать по помещению (чтобы облегчить себе начало выступления, оратор может представить себе, будто он один в комнате). Через 2 минуты ещё один участник группы по своей инициативе встаёт за спиной выступающего и имитирует все его позы, движения, но не прерывает монолог. Двойник должен приложить все усилия, чтобы настроиться на скрытые мысли и чувства говорящего и озвучить их так, чтобы речевой поток не прерывался. Начать можно с повторения каждой фразы сразу после того, как она произнесена, а затем постепенно пытаться угадать ещё не высказанные чувства и мысли говорящего. Двойник имитирует жесты и другие невербальные формы поведения говорящего. Через несколько минут двойника заменяет следующий участник группы (каждый из участников должен получить возможность сыграть эту роль хотя бы раз).

Обсуждение.

3 “Воображаемая социограмма”

Социограмма – это наглядный способ представить межличностные отношения в группе. Здесь расстояние между участниками соответствует тому, насколько близкие отношения между ними. Наиболее популярный участник оказывается в центре. В психодраме социограмма создаётся за счёт того, что все участники располагаются в ней так, чтобы это отражало интенсивность и характер взаимоотношений между ними. Если к взаимному расположению добавляется ещё и движение, то социограмма называется “активной”, а когда она обогащается элементами фантазии участников, то это “воображаемая социограмма”. Один из участников – выполняет функцию режиссёра, он вызывается организовать всю сцену. Он размещает участников группы в пространстве таким образом, чтобы можно было разыграть сцену на выбранную тему (например, космическое путешествие, вестерн и т.п.). При назначении ролей режиссёр снабжает участников репликой и располагает их как на живой картине. Это создаёт для других участников группы обратную связь, благодаря которой они получают понятие о том, как режиссёр представляет каждого из них в отдельности и всю группу в целом. На последней стадии упражнения, когда сцена организована, каждый персонаж получает возможность, оставаясь в назначенной ему роли, вступить в спонтанное взаимодействие с остальными. Когда вся сцена разыграна, режиссёр обсуждает свои впечатления с группой, где каждый рассказывает о том, как он чувствовал себя в той роли, которую ему пришлось играть, и как он при этом воспринимал поведение всех остальных.

4 “Скульптура семьи”

Участники группы добровольно вызываются создавать живые картины своих семей. Доброволец выбирает из группы тех, кто имеет сходство с членами его семьи. Всех участников надо разместить так, чтобы отразить особенности внутрисемейных отношений (например, можно усадить семью за обеденный стол или сделать фото). К участникам группы надо относиться как к материалу для лепки. Каждому нужно дать немного информации о человеке, которого он представляет, чтобы портрет получился более правдоподобным. Расстояние между участниками символизирует близость семейных отношений. Постановщик сценки должен включить в неё себя как члена семьи. Пока он занимается сценой в целом, он может попросить, чтобы его место занял кто-то другой. Когда живая картинка готова, нужно снабдить каждого персонажа репликой, отражающей характер данного члена семьи. Все они в течение нескольких минут вживаются в свои роли. Потом делятся своими впечатлениями с группой, которая, в свою очередь, может высказать свои соображения относительно того, какой может быть жизнь в представленной таким образом семье.

Обсуждение: поделитесь не только чувствами, но и опытом, который вы приобрели в этом задании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: