Основные понятия по теме. Танцевальная терапия как отдельное направление оформилось в 50-70 годах 20 столетия

Танцевальная терапия как отдельное направление оформилось в 50-70 годах 20 столетия. Она позволяет проводить групповые и индивидуальные занятия, на которых можно решать свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами, страхами, кризисными ситуациями, непониманием себя. Это единственный вид терапии, где используется много свободного пространства. Танцетерапевт постоянно работает с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Движения отражают черты личности. Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:

1) углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования;

2) усиление чувства собственного достоинства у участников группы путём выработки у них более позитивного образа тела;

3) развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта;

4) помощь участникам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путём установления связи чувств с движениями;

5) создание «магического кольца», т. е. приобретение участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определённым образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить своё тело к работе. Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты. Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Упражнения включают в себя растяжки, встряхивание, раскачивание, хлопки. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность.

Руководитель группы может быть: партнёром по танцам, организатором, катализатором развития личности участников через движение. В основе танцевальной терапии лежит изучение отношений между психи­ческими и физиологическими процессамии последующая модификация этих отношений посредством спонтанной двигательной активности. Руководитель группы побуждает участников к движению, и это приводит к тому, что каж­дый из них начинает лучше осознавать свое тело и свои эмоции, что, в конеч­ном счете, способствует повышению их самооценки.

Танцевальная терапия – вид психотерапии, в котором психотерапевт использует движение как основное средство для достижения психотерапевтических целей.

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте этапы занятия танцевальной терапии.

2 Раскройте ключевые события в истории развития танцевальной терапии.

Литература

1 Малкина – Пых, И. Г. Психосоматика: новейший справочник / И. Г. Малкина – Пых. – СПб., 2003. – 928 с.

2 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М., 2004. – 512 с.

3 Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М., 1990. –

368 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: