Ситуативное (ответная реакция на определенную информацию)
| Постоянное (характер ребенка)
|
-Родители требуют от детей немедленного и безоговорочного повиновения (они относятся к упрямству детей очень эмоционально, приходят в ярость, вступают в эмоциональное «сражение» с детьми., отсюда:
Ребенок может превратиться в семейного тирана с эгоистичными чертами характера, агрессивным, жестоким, либо в покорного, безинициативного, печального, боязливого, застенчивого ребенка., отсюда:
Неумение найти место в коллективе, несовершенные личные взаимоотношения.,отчуждение родителей и детей в подростковый период.
| Упрямство
Упрямство появляется в 2,5-3 года
| Капризы
Капризность развивается с 4-х до 5-ти лет.
|
| Признаки:(2-3 г.)У ребенка возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении целей- это попытка самоутверждения.
Тактика родителей:
-Терпение, настойчивое и мягкое приобщение ребенка к правилам и нормам.
-Показать правильные способы действий с предметами, правильно организовать жизнь ребенка.
-Не отступать от привычного уклада жизни-
следствие: нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни.
-Искать, что мешает ребенку(нужно хорошо знать его привычки, потребности желания, разумно их оценивать.
-Нужно щадить привычку детей, если она не является опасной.
Причина:(ранн.в-т)несвоевременное стремление родителей как можно раньше приучить ребенка пользоваться чем-либо(не учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Тактика родителей:
-Нужно давать детям доступные задания, посильные требования
-Не быть равнодушным к внутреннему миру ребенка, чувствам, переживаниям, эмоциям.
-Выявить причины желаний и мотивы действий.
-Учитывать возможности и возрастные особенности ребенка.
-Постепенно, ненавязчиво приучать ребенка к опрятности и не возмущаться.
Причины упрямства:Повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета реальных умений.
Не нужно считать, что ребенок поступил назло.
Воспитатель. Основные причины:
-специфика личности родителей
-их нежелание учитывать их возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
-излишняя требовательность.
-малая эмоциональная близость.
Причины:
Биологические особенности функционирования центральной нервной системы.(родовые травмы, асфиксия новорожденных, тяжелые инфекции.)
Тактика:
-Изменение семейного климата.
-Ликвидация постоянных стрессовых ситуаций.
Особенности ребенка:
-перевозбудимость
-растущее беспокойство
-нетерпеливость
-избыточная подвижность
-неустойчивость внимания
-неспо
-неспособ
| Признаки:
-готов ныть и плакать по любому поводу.
-стремиться добиться еще большего внимания к себе.
-любимые слова:»Я не хочу!»
-предпочитает последовательно отказаться от всего, что ему предлагают.
-не предлагают свои варианты.
Причины те же.
Особенности ребенка:
-Менее уверенны в себе
-Не умеют отстоять свою точку зрения
-Изнеженны
Особенности ребенка:
-Менее уверенны в себе
-Не умеют отстоять свою точку зрения.
-Изнеженны.
-
|
|
|
|
| -неспособность контролировать свои действия
-всегда требуют немедленного выполнения, кричат, топают, плачут «злыми» слезами.
-трудно успокоить, отвечают еще большим возбуждением.
Упрямство свойственно детям эмоционально и психологически более сильным.
Особенности упрямства более спокойных детей:
-заторможенные
-медленно реагируют на замечания
-приходиться подгонять
-расстройство речи, сна
-постоянное отсутствие аппетита
-двигательные нарушения
-появление различных страхов
-другие невротические проявления
Рекомендации:
-нужно уважать ребенка
-не отстаивать свое мнение
-направлять силы ребенка в нужное русло
| -беспомощны
-не овладели необходимыми умениями
-физически слабые
-частоболеющие
-легко утомляемые
-в семье на положении самого маленького и слабого члена семьи.
Капризы свойственны детям эмоционально и психологически более слабым.
Признаки капризности:
-готов ныть и плакать по любому поводу.
-стремиться добиться еще большего внимания к себе.
-любимые слова:»Я не хочу!»
-предпочитает последовательно отказаться от всего, что ему предлагают.
-не предлагают свои варианты.
|
| Причины:
Излишняя требовательность родителей.
Способы преодоления:
1.Изменить свое отношение к ребенку, относиться к нему на равных.
2. Договориться идти на компромисс.
3. Здравый подход к каждой ситуации.
|
Чрезмерная уступчивость родителей.
1.Не ставить ребенка в ситуацию множественного выбора.
2. Огромная настойчивость и терпеливость(вырваться из зависимости от капризов ребенка, сформировать у него адекватные способы поведения, выработать настойчивость, ребенок должен воспринять принятые меры не как наказание, а как радость.)
3. Разнообразить опыт общения детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общую деятельность.
4. Поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему сделать что-то очень интересное, радоваться успехам вместе.
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гаспарова Е. Упрямство и капризы.// Дошкольное воспитание. 1989. № 1. с. 76.
- Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1982. –112 с., ил.