Учебная программа дисциплины

Психологические аспекты государственно службы

Автор-составитель: доцент кафедры психологии управления и педагогики

Юрьева Наталья Николаевна.

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов (ауд.[1]) В том числе: Формы контроля
лекции практические занятия, семинары деловые игры, выездные занятия, стажировка и др.
1. Предмет, основные категории курса. Психологические особенности профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих          
2. Коммуникативная компетентность как условие эффективной деятельности государственных муниципальных служащих          
3. Конфликты и пути их разрешения в процессе профессиональной деятельности          
4. Формирование группового поведения в организациях государственной муниципальной службы          
  Итого         ЭКЗАМЕН

Учебная программа дисциплины

Введение

Данный курс разработан для слушателей системы профессиональной переподготовки государственных муниципальных служащих.

Профессиональная деятельность государственного муниципального служащего характеризуется высоким уровнем сложности, напряженности и ответственности. Это обусловливает предъявление высокого уровня требований к профессиональным и личностным качествам сотрудников. По содержанию этой деятельности значительную роль в ее организации играет человеческий фактор. Психологическая компетентность, понимание сущности проблем, возникающих в процессе деятельности и имеющих психологические основания, является одним из необходимых условий эффективности деятельности муниципальных служащих.

Цель данного курса – ознакомление слушателей с психологическими основами деятельности муниципального служащего и оказание им практической помощи в обеспечении повышения эффективности их труда.

В содержании курса профессиональная деятельность государственного муниципального служащего представлена как объект психологического анализа. Выделены основные психологические особенности данного вида труда: особенности предмета, объекта содержания и средств труда государственного муниципального служащего. Рассмотрены психологические явления, представляющие интерес для сотрудников государственной муниципальной службы, отражающие специфику их деятельности: деловое общение и пути повышения его эффективности, конфликт и способы его урегулирования, психологические характеристики группового поведения и пути повышения эффективности управления организацией. Проблематика курса связана с выявлением и разрешением противоречий, возникающих в процессе деятельности и имеющих психологическую природу: противоречий межличностных отношений, связанных с отсутствием необходимых знаний о природе общения, что может приводить к разрушению взаимодействия и возникновению конфликтов. Противоречий, связанных с групповым характером деятельности, с необходимостью координации действий людей, реализующих цели организации и обладающих собственными представлениями о способах их реализации.

Темы курса отобраны с учетом их практической полезности в процессе деятельности государственных муниципальных служащих.

Изучение курса включает проведение семинарских занятий и предполагает в процессе подготовки к ним самостоятельную работу слушателей с психологической литературой. По каждой теме представлен список рекомендуемой литературы.

Итоговая аттестация по курсу осуществляется в форме зачета. Зачет проводится путем выполнения слушателями системы тестовых заданий. Количество тестовых заданий – 30. Время выполнения тестовых заданий – 1,5 часа. Для получения зачета необходимо выполнить не менее 50 % заданий. При подготовке к аттестации слушателям необходимо ознакомиться с материалами лекций, рекомендуемой литературой, проанализировать и обобщить собственный опыт профессиональной деятельности, ответить на контрольные вопросы.

Тема 1 (лекция). Предмет, основные категории курса. Психологические особенности профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих

План лекции

1. Понятие деятельности.

2. Понятие профессии.

3. Государственная муниципальная служба как профессиональная деятельность.

4. Особенности содержания профессиональной деятельности государственного служащего.

Краткое изложение основ содержания темы

Деятельность как психологическая категория. Структура деятельности. Виды деятельности. Профессиональная деятельность как разновидность труда.

Понятие профессии. Профессия как результат разделения труда. Профессия как сообщество людей, выполняющих определенный социальный заказ. Профессия как система знаний, обеспечивающих выполнение определенных трудовых функций. Классификация профессий.

Особенности профессиональной деятельности государственного муниципального служащего. Цель, предмет, средства, результат профессиональной деятельности государственного служащего.

Профессиональная деятельность и ее проявления в складе сознания, образе жизни, стереотипах поведения. Профессиональная среда как условие развития профессии. Понятие профессионализма. Психологические особенности личности и их влияние на успешность деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий деятельность и профессия.

2. Каковы психологические особенности профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих?

3. Раскройте содержание понятий профессиональная среда и профессионализм применительно к профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих.

4. Каковы цели профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих?

5. Раскройте содержание понятия предмет труда применительно к деятельности государственных муниципальных служащих.

6. Каковы критерии качества труда государственных муниципальных служащих?

7. Каковы отличия профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих от других видов профессиональной деятельности?

Литература по теме

1. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. Учебное пособ. М.: изд-во РАГС, 1999.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. М.: РАГС, 2000.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, Деловая книга, 2003.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: Феникс,1996.

5. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001.

6. Толочек В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих. М.: РАГС, 2003.

7. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006.

8. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. М., 2005.

Тема 2 (лекция). Коммуникативная компетентность как условие эффективной деятельности государственных муниципальных служащих

План лекции

1. Понятие и структура делового общения.

2. Межличностное восприятие как основа эффективного общения.

3. Обмен информацией в процессе общения и преодоление коммуникативных барьеров.

4. Общение и организация эффективного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

5. Способы общения.

Краткое изложение основ содержания темы

Деловое общение и его значение в процессе организации совместной деятельности. Структура общения: социально-перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.

Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции: стереотипизация, каузальная атрибуция, идентификация, эмпатия, социальная рефлексия.

Условия эффективного обмена информацией в процессе общения.

Обратная связь и способы ее передачи. Техники эффективного слушания: эмпатическое и рефлексивное слушание. Приемы эмпатического слушания: пассивное слушание, подбадривающие сигналы и речевые конструкции, прием «открывания шлюзов». Приемы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, прием «отражения чувств», резюмирование. Понятие коммуникативного барьера. Виды коммуникативных барьеров. Способы их преодоления.

Способы общения: ритуальное общение, императивное общение, манипулятивное общение, диалогическое общение. Индивидуальные способы общения и их эффективность.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сходство и в чем отличие манипулятивного и императивного способов общения?

2. В чем сходство и в чем отличие психологических механизмов восприятия людьми друг друга идентификации и эмпатии?

3. Каковы положительные и отрицательные последствия использования социальных стереотипов в общении?

4. Какие правила людям следует соблюдать в процессе передачи оценочной обратной связи?

5. Назовите основные препятствия на пути эффективной коммуникации.

6. В чем причины неэффективности «критического» слушания?

7. Назовите виды эффективного слушания и их психологические характеристики.

8. Какова зависимость социальных мотивов, стратегий взаимодействия с контекстом профессиональной деятельности, в рамках которой оно осуществляется?

Литература по теме

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2002.

2. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. М.: изд-во Ин-та психотерапии, 2003.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2005.

4. Кава Р. Как работать с трудными людьми. М., 2005.

5. Осипова А.А. Манипуляции в общении: умей сказать «нет!». Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

6. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом (под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева). М.: изд-во Ин-та психотерапии, 2001.

7. Фомин Ю.А. Психология делового общения. Минск, 2000.

Тема 3 (лекция). Конфликты и пути их разрешения в профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих

План лекции

1. Понятие конфликта. Функции конфликта.

2. Классификация конфликтов.

3. Динамика конфликта.

4. Стратегии поведения в конфликте.

5. Условия эффективного разрешения конфликта.

Краткое изложение основ содержания темы

Понятие конфликта. Конструктивная и деструктивная функции конфликта.

Классификация конфликтов по различным основаниям. Предмет конфликта как основа классификации. Участники конфликта как основа классификации.

Этапы развития конфликта. Конфликтная ситуация и ее особенности. Осознание конфликта. Конфликтные действия и их последствия. Выход из конфликта.

Стратегии поведения в конфликте: доминирование, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Условия эффективного урегулирования конфликта. Осуществление конфликтующими сторонами контроля за своим эмоциональным состоянием. Отказ сторон от тотального наступления. Избегание чрезмерной концентрации на самозащите. Анализ конфликта: выявление причин конфликта, локализация конфликта, уточнение позиций и интересов сторон. Разрешение конфликта.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение конфликта как явления социальной практики?

2. Классифицируйте конфликты по различным основаниям.

3. Раскройте особенности конфликтов в системе государственной муниципальной службы.

4. Выделите структурные элементы конфликта.

5. Проанализируйте конфликт в его динамике.

6. Назовите условия эффективного разрешения конфликта.

7. В чем отличие между причиной и поводом конфликта?

8. Какой из сценариев взаимодействия участников конфликта является наиболее нестабильным и почему?

9. Назовите возможные стратегии поведения в конфликте и оцените их с точки зрения их эффективности.

Литература по теме

1. Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 2005.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

3. Глазл Ф. Конфликт-менедмент. Настольная книга руководителя и консультанта. М., 2003.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2005.

5. Уизерс Б. Управление конфликтом. СПб.: Питер, 2004.

6. Фомин Ю.А. Психология делового общения. Минск, 2000.

Тема 4 (лекция). Формирование группового поведения в организации

План лекции

1. Статусно-ролевая структура группы.

2. Групповые нормы, их роль в групповой жизнедеятельности.

3. Лидерство как групповой феномен.

4. Лидерство и руководство. Сравнительный анализ.

5. Стиль управления и эффективность групповой деятельности.

6. Социометрическая структура группы.

Краткое изложение основ содержания темы

Статусно-ролевые предписания как регуляторы внутригруппового взаимодействия. Социальный статус- положение личности в групповой жизнедеятельности, связанное с определенными правами, обязанностями, полномочиями и т.д. Социальная роль – модель, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемого от каждого члена группы, занимающего соответствующее положение в системе внутригрупповых отношений. Групповые нормы и групповые санкции.

Структура власти. Типы социальной власти: вознаграждающая, принуждающая, легитимная, референтная, экспертная.

Лидерство и руководство как разновидности социальной власти в группе. Теории лидерства: теория черт, ситуационная теория лидерства, теория ведущей роли последователей, системная теория лидерства.

Виды лидерства: инструментальное, экспрессивное. Стили управления групповой деятельностью и их эффективность.

Социометрическая структура группы – совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных предпочтений. Понятие социометрического статуса. Статусная иерархия. Социометрический метод исследования внутригрупповых межличностных отношений. Социометрическая структура группы и психологический климат в организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий социального статуса и социальной роли. Каково соотношение этих понятий?

2. Какие функции в групповой жизнедеятельности выполняет статусно-ролевая структура группы?

3. Раскройте содержание понятия групповые нормы, функции групповых норм в групповой жизнедеятельности.

4. Какова взаимосвязь иерархии социометрических статусов членов группы и психологического климата в организации?

5. Дайте сравнительный анализ существующих представлений о природе лидерства.

6. Назовите виды лидерства и раскройте психологические задачи каждого из них.

7. В чем сходство и в чем различие между лидерством и руководством?

8. Рассмотрите и оцените возможные варианты взаимодействия феноменов лидерства и руководства в групповой жизнедеятельности.

9. Раскройте понятие стиля управления. Рассмотрите и дайте оценку различным подходам к решению проблемы стиля управления.

10. Проанализируйте характер взаимосвязи между стилем управления и эффективностью деятельности организации.

Литература по теме

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2002.

2. Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 2005.

3. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М., 2004.

4. Джордж Дж.М., Джоунс Т.Р. Организационное поведение. Основы управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.

5. Крюков С.В. Организационное поведение: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

6. Организационное поведение: практикум (под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой). СПб.: Питер 2006.

7. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006.

8. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. М., 2005.

9. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом (под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева). М.: изд-во Ин-та психотерапии, 2001.

10. Фомин Ю.А. Психология делового общения. Минск, 2000.

Тема 5 (семинар). Психологические особенности профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих

План занятия

1. Государственная муниципальная служба как профессиональная деятельность.

2. Особенности содержания профессиональной деятельности государственного служащего.

3. Профессиональная деятельность и ее проявления в складе сознания образе жизни, стереотипах поведения.

4. Психологические особенности личности и их проявления в процессе профессиональной деятельности.

Краткое изложение обсуждаемых вопросов

Понятия деятельности и профессии, их взаимосвязь.

Профессия как сообщество людей, выполняющих определенный социальный заказ. Профессия как система знаний, обеспечивающих выполнение определенных трудовых функций. Классификация профессий и профессиональная деятельность государственных муниципальных служащих.

Структура профессиональной деятельности муниципальных служащих. Цель, предмет, средства, результат профессиональной деятельности государственного служащего.

Профессиональная деятельность и ее проявления в складе сознания, образе жизни, стереотипах поведения. Профессиональная среда как условие развития профессии. Понятие профессионализма. Психологические особенности личности и их влияние на успешность профессиональной деятельности.

Методические указания и рекомендации по подготовке к занятию

При подготовке к семинарскому занятию слушателю необходимо ознакомиться с рекомендуемой литературой, проанализировать и обобщить собственный опыт профессиональной деятельности.

Контрольные задания для подготовки к занятию

1. Выделите особенности профессиональной деятельности государственного муниципального служащего, отличающие ее от других видов деятельности.

2. Приведите примеры профессионализма в деятельности государственных муниципальных служащих.

3. Выделите несколько наиболее важных психологических характеристик личности, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности государственного муниципального служащего и снижающих ее.

Литература по теме

1. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. Учебное пособ. М.: изд-во РАГС, 1999.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. М.: РАГС, 2000.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: Феникс, 1996.

5. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001.

6. Толочек В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих. М.: РАГС, 2003.

7. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006.

8. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. М., 2005.

Тема 6 (семинар). Коммуникативная компетентность как основа эффективной деятельности государственных муниципальных служащих

План занятия

1. Понятие делового общения. Значение общения в профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих. Структура общения.

2. Межличностное восприятие как основа эффективного общения.

3. Обмен информацией в процессе общения и преодоление коммуникативных барьеров.

4. Общение и организация эффективного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

Краткое изложение обсуждаемых вопросов

Деловое общение и его значение в профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих. Структура общения.

Восприятие и формирование образа партнера в процессе общения. Типичные ошибки восприятия. Использование социальных стереотипов в процессе восприятия людьми друг друга. Явление каузальной атрибуции. Идентификация и эмпатия как механизмы воспрития и понимания людьми друг друга. Социальная рефлексия как основа формирования собственного образа в общении.

Условия эффективного обмена информацией в процессе общения.

Обратная связь и способы ее передачи. Техники эффективного слушания: эмпатическое и рефлексивное слушание. Понятие коммуникативного барьера. Виды коммуникативных барьеров. Способы их преодоления.

Организация взаимодействия в процессе общения. Способы общения.

Методические указания и рекомендации по подготовке к занятию

При подготовке к семинарскому занятию слушателю необходимо ознакомиться с рекомендуемой литературой, проанализировать и обобщить собственный опыт общения в процессе профессиональной деятельности.

Контрольные задания для подготовки к занятию

1. Приведите примеры положительных и отрицательных последствий при использовании социальных стереотипов в общении в процессе профессиональной деятельности.

2. Приведите примеры проявлений в профессиональной деятельности низкого и высокого уровня эмпатийности.

3. Приведите примеры проявления в процессе профессиональной деятельности нежелания или неспособности к идентификации.

4. Приведите примеры эффективного и неэффективного использования оценки в процессе профессиональной деятельности.

5. Выделите основные препятствия на пути эффективной коммуникации.

6. Приведите примеры использования манипулятивного способа общения и проанализируйте последствия его использования.

7. Приведите примеры императивного способа общения и проанализируйте последствия его использования.

Литература по теме

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2002.

2. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. М.: изд-во Ин-та психотерапии, 2003.

3. Бороздина Г.В.Психология делового общения. М., 2005.

4. Кава Р. Как работать с трудными людьми. М., 2005.

5. Осипова А.А. Манипуляции в общении: умей сказать «нет!». Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

6. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом (под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева). М.: изд-во Ин-та психотерапии, 2001.

7. Фомин Ю.А. Психология делового общения. Минск, 2000.

Аттестация

Форма аттестации

Зачет.

Методика проведения аттестации

Зачет проводится путем выполнения слушателями системы тестовых заданий. Количество тестовых заданий – 30. Время выполнения тестовых заданий – 1,5 часа. Для получения зачета необходимо выполнить не менее 50 % заданий.

Методические указания по подготовке к аттестации

При подготовке к аттестации слушателям необходимо ознакомиться с материалами лекций, рекомендуемой литературой, проанализировать и обобщить собственный опыт профессиональной деятельности, ответить на контрольные вопросы.

Литература по теме

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: изд–во Моск. ун-та, 1998.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2002.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1993.

6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М.: Наука, 1998.

7. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. М.: изд-во Ин-та психотерапии, 2003.

8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.

9. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.

10. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2005.

Контрольные вопросы

1. Понятие деятельности.

2. Понятие профессии.

3. Государственная муниципальная служба как профессиональная деятельность.

4. Психологические особенности содержания профессиональной деятельности государственного служащего.

5. Профессиональная деятельность и ее проявления в складе сознания образе жизни, стереотипах поведения.

6. Психологические особенности личности и их проявления в процессе профессиональной деятельности.

7. Содержание понятий профессиональная среда и профессионализм применительно к профессиональной деятельности государственных служащих.

8. Цели профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.

9. Содержание понятия предмет труда применительно к деятельности государственных муниципальных служащих.

10. Критерии качества труда государственных муниципальных служащих?

11. Отличия профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих от других видов профессиональной деятельности.

12. Понятие и структура делового общения.

13. Межличностное восприятие как основа эффективного общения.

14. Обмен информацией в процессе общения и преодоление коммуникативных барьеров.

15. Общение и организация эффективного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

16. Способы общения.

17. Использование социальных стереотипов в общении.

18. Правила передачи обратной связи в процессе общения.

19. Основные препятствия на пути эффективной коммуникации.

20. Виды эффективного слушания и их психологические характеристики.

21. Социальные мотивы, стратегии взаимодействия и контекст профессиональной деятельности в рамках которой оно осуществляется.

22. Значение общения в профессиональной деятельности государственных муниципальных служащих.

23. Понятие конфликта. Функции конфликта.

24. Классификация конфликтов.

25. Динамика конфликта.

26. Стратегии поведения в конфликте.

27. Условия эффективного разрешения конфликта.

28. Социальное и социально-психологическое значение конфликта как явления социальной практики.

29. Особенности конфликтов в системе государственной муниципальной службы.

30. Структурные элементы конфликта.

31. Отличие между причиной и поводом конфликта.

32. Сценарии взаимодействия участников конфликта.

33. Статусно-ролевая структура группы и ее функции.

34. Групповые нормы, их роль в групповой жизнедеятельности.

35. Лидерство как групповой феномен.

36. Лидерство и руководство, сравнительный анализ.

37. Стиль управления и эффективность групповой деятельности.

38. Понятия социальный статус и социальная роль.

39. Социометрическая структура группы и социометрический метод изучения внутригрупповых межличностных отношений.

40. Взаимосвязь иерархии социометрических статусов членов группы и психологического климата в организации.

41. Сравнительный анализ существующих представлений о природе лидерства.

42. Виды лидерства, их психологические особенности.

43. Понятие стиля управления. Подходы к решению проблемы стиля управления.

44. Взаимосвязь между стилем управления и эффективностью деятельности организации.


[1] В соответствии с приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: