Динамическое (психодинамическое)

НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ. КОНЦЕПЦИЯ ПАТОЛОГИИ (КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА ).

Психоневроз обусловлен причи­нами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни. Фрейд выделял три типа психоневроза: истерическая кон­версия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний.

Психоневрозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждением Ид, которое стремится к разрядке, и защитой Эго, предотвращающей непосредствен­ную разрядку или доступ к сознанию. Конфликт является невротическим только в том случае, если одна его сторона бессознательна и если он разрешается путем применения механизмов защиты, отличных от сублимации.

Сложную роль в невротическом конфликте играет Супер-Эго. Имен­но Супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виноватым (что сознательно ощущается весьма болезненно) даже за символическую и искаженную раз­рядку, которая проявляется как симптом психоневроза. Таким образом, все части психического аппарата участвуют в формировании невротического симптома.

Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к насто­ящему, и объясним в терминах сексуального поведения пациента. Он являет­ся физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд различал две формы актуального невроза: неврастению как резуль­тат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия разрядки полового возбуждения.

Нарциссический невроз связан с неспособностью па­циента к образованию переноса. Невроз характера выражается в симптомах, которые по своей сути являются чертами характера.

Травматический невроз вызывается потрясениями. Невроз переноса развивается в ходе психоанали­за и характеризуется навязчивым интересом пациента к психоаналитику..

Детский невроз проявляется в детском возрасте, при этом классический психоанализ исходит из того, что неврозам у взрослых всегда предшествуют детские неврозы. Невроз страха

(тревоги) обозначает или любой невроз, в котором тревога является главным симпто­мом, или один из видов актуального невроза.

Рассмотрим общую концепцию психологического происхождения невро­зов в рамках психоанализа.

Центральным его содержанием являются пред­ставления о невротическом конфликте. С точки зрения Фрейда, сущ­ность невроза — это конфликт между бессознательным и сознанием:

Сознательный компонент — это нормы, правила, запреты, требования, существующие в обществе и являющие­ся элементами Супер-Эго. Бессознательный — первичные, инстинктивные потребности и влечения, составляющие содержание Ид. Вытесненные в бес­сознательное, они не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, сохраняют и даже усиливают

его, и далее проявляются либо в социально приемлемых формах поведения (за счет сублимация), а если это невозможно или недостаточно, то в виде невротических симптомов.

Однако различные представители психоанализа по-разному понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержа­тельную сторону невротического конфликта. Для Фрейда — это сексуаль­ные и агрессивные импульсы и их конфликт с сознанием. Адлер рассматри­вал сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стрем­лением к самоутверждению, жаждой власти. Он видел в невротическом со­стоянии переживание слабости и беспомощности, которое описывал как «комплекс неполноценности». Для преодоления чувства неполноценности и удовлетворения потребности в самоутверждении человек прибегает к меха­низмам компенсации и гиперкомпенсации.

Невротический симптом есть результат неудачной ком­пенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства. Развитие невротических симптомов рассматривается как «бегство в болезнь», «жела­ние власти», «мужской протест». Первый и третий путь направлены на привлечение внимания к себе (с помощью симптома человек может получить его даже в большей степени, чем здоровый). Второй путь, «желание власти», вхо­дит в конфликт с ощущением близости с другими людьми. Адлер опреде­ляет невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность. Ос­новной феномен психических расстройств он видел не в сопротивлении по­буждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.

Юнг рассматривал содержание бессознательного более широко, считая, что оно включает не только подавленные сексуальные и агрессивные побуж­дения, но и некий интрапсихический материал, имеющий более глубокие, ис­торические корни, и представляющий собой врожденный опыт прошлых по­колений.

С точки зрения Юнга, психика человека включает три уровня: со­знание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное есть общее для всех людей, независимо существующее от че­ловека психическое содержание, «разум наших древних предков», которое представляет собой более глубокий и менее доступный осознанию уровень психической деятельности. Коллективное бессознательное представлено в виде архетипов. Архетипы — психические структуры, первичные психические об­разы, составляющие содержание коллективного бессознательного. Архетипы определяют характер человеческой символики, сновидений, сказок, мифов. Они могут выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов.

Юнг рассматривал архетипы как внутренние детерминанты психической жизни че­ловека, которые направляют его поведение и дают возможность человеку реализовать определенные общие для большинства людей модели поведения даже в тех ситуациях, с которыми он сам ранее не сталкивался.

Личное бессознательное, напротив, связано с прошлым опытом человека и состоит из импульсов, воспоминаний, желаний, пережива­ний (связанных с личным опытом человека), которые вытеснены или забыты, но достаточно легко могут быть осознаны. Личное бессознательное содержит комплексы, которые представляют собой совокупность эмоционально заряженных мыслей, тенденций, представ­лений, воспоминаний, желаний, чувств и пр., связанных с личным опытом индивида. Вытесненные в бессознательное, эти комплексы оказывают существенное воздействие на психическую деятельность человека. Комплексы, обладающие высокой степенью аффективной заряженности и вступающие в противоречие с сознательным Я, и являются источником невротических нарушений.

Хорни рассматривала в качестве детерминант человеческого поведения и развития две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Центральное место в теории Хорни занимает понятие 6азальной (коренной, основной) тревоги, которое она описывает как «чувства ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире». Базальная тревога — это глубокое чувство одиночества и беспомощности, ощущение отсутствия безопасности. В ответ на фрустрацию этой потребнос­ти ребенок вырабатывает определенные поведенческие стратегии, которые могут фиксироваться в качестве защитных механизмов в отношении тревоги.

Та­кие фиксированные стратегии Хорни рассматривает как невротические по­требности. Первоначально Хорни выделила 10 основных невротических по­требностей, в дальнейшем описала три личностных типа на основании выра­женности и преобладания тех или иных невротических потребностей: уступчивая личность (потребности быть рядом с другими, в признании и любви доминантного партнера — ориента­ция на людей), отрешенная личность (потребности в одиночестве, бегстве от людей, независимости и совершенстве — ориентация от людей) и агрессив­ная личность (потребности в противодействии, власти, престиже, восхищении, успехе, потребность подчинить себе других — ориентация против людей).

Для невротической личности характерно доминирование какой-либо одной потреб­ности или одной группы потребностей и соответствующих им стратегий пове­дения. Негибкость, невозможность направить поведение на удовлетво­рение других потребностей и изменить поведение в соответствии с новыми обстоятельствами не приносит успеха, а только усиливает фрустрацию и усу­губляет невротические проблемы.

Следует отметить еще один важный аспект в понимании природы невротических нарушений.

Хорни выделяла две основные потребности человека: потребность в безопас­ности и потребность в удовлетворении. Потребность в удовлетворении вклю­чает не только удовлетворение физических (биологических) потребностей, но также потребности в самооценке и самоуважении, оценке, принятии и призна­нии другими, в достижениях. Наличие этих двух потребностей (в безопасно­сти и удовлетворении) являются источником постоянных противоречий и конфликтов.

Для удовлетворения потребности в безопасности человек пользу­ется фиксированными стратегиями поведения, то есть формирует поведение, ограничивающее сферу его функционирования (ограничительное поведение) относительно безопасными областями, что снижает базальную тревогу, но препятствует реальным достижениям, то есть фрустрируется потребность в удовлетворении. Наличие этих двух потребностей несет в себе противоречие, которое может привести к неврозу. И в этом смысле различие между здоровьем и неврозом является лишь количественным.

Фромм также не видит качественных различий между здоровьем и не­врозом. С точки зрения Фромма человек характеризуется наличием двух тенденций или двух потребностей: потребностью в свободе, автономии, соб­ственной идентичности, самовыражении и потребностью в безопасности.

Фромм считал, что люди в принципе могут быть свободными и автономными и при этом не терять чувства общности с другими людьми и ощущение безопасно­сти. Такую свободу он назвал позитивной свободой, однако в современном обществе для многих она недостижима. Поэтому эти две потребности нахо­дятся в постоянном конфликте, так как борьба за личную свободу и автоно­мию приводит к отчуждению от других, к чувству одиночества, отстраненно­сти

и фрустрации потребности в безопасности и общности с другими людь­ми. Человек «убегает» от свободы, чтобы избавиться от чувства одиночества.

Причину невроза Фромм видел в бессознательной, компульсивной деятель­ности — «бегстве от свободы», которая является способом избавления от чув­ства одиночества, безнадежности и личной ответственности. Фромм описал три основных механизма или три стратегии бегства от свободы: авторитаризм (са­дизм и мазохизм), деструктивизм и конформизм.

Конфликт между потреб­ностью в свободе и потребностью в безопасности, так же как и механизмы бегства от свободы, представлены и у больных неврозами, и у здоровых, но с разной степенью интенсивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: