Исходная позиция – ориентация на потребности клиентов.
Средства – маркетинговое исследование рынка, использование всех инструментов маркетинга.
Цели – получение прибыли за счет более полного удовлетворения клиентов
Для большинства отечественных банков пока характерна традиционная концепция.
Задачи маркетинговой стратегии:
· удержать клиентуру путем повышения качества обслуживания и расширения предложения новых услуг и продуктов;
· привлечь новых клиентов, т.е. расширить свою долю на рынке;
· улучшить имидж банка;
· освоить инструменты маркетинга.
Банковский продукт может быть представлен как:
Ë результат деятельности: банковский счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т.п.;
Ë конкретный вид определенной услуги. Например, кредитование – услуга, а овердрафт, кредитная карточка – банковский продукт.
Основные особенности банковского продукта:
v как правило, имеет абстрактную, «невещественную» форму или документарную;
|
|
v ограничен временными рамками;
v облекается в договорную форму;
v быстро копируется другими кредитно-финансовыми институтами.
Банковская услуга – специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов.
Услуги кредитных организаций классифицируются по группам клиентов и по видам операций (активные и пассивные), с учетом этого деления определяются методы и инструменты маркетинга.
По пассивным операциям банк выступает в качестве «покупателя» денег – «маркетинг покупателя».
По активным операциям банк выступает производителем и продавцом своих услуг – «маркетинг продавца».
Особенность маркетинга состоит в том, что и в том и другом случае у банка, как правило, возникают отношения с теми же клиентами.
Маркетинг в банке принципиально не отличается от маркетинга в промышленности, но имеет свои особенности, которые связаны со спецификой банковской деят-ти. Банковский мар-г – эффективная система управления банками, которая предполагает уечт всех процессов, происходящих на финансовых рынках: кредитном и фондовом. Банковский мар-г – поиск наиболее выгодных как имеющихся, так и будущих рынков банковских услуг, с учетом реальных потребностей клиентов.
Основные функции маркетинга в банке:
1. Изучение спроса на рынке капиталов и отдельных его сегментов
2. Изучение %-ой политики, проводимой центробанком.
3. Расширение активов и пассивов банка, валюты баланса
4. Разработка системы планирования деят-ти банка
5. Управление персоналом
6. Организация системы обслуживания клиентов
|
|
К особенностям можно отнести:
- Банки должны учитывать любые возможности увеличения вкладов клиентов.
- При установлении отношений с заемщиком банк должен очень подробно изучить степень риска кредитования заемщика.
- Банки в своей деят-ти не могут ограничиться только пассивными или только активными операциями в отличие от страховых компаний.
3. Содержание маркетинговой деятельности в банке в виде схемы, которая раскрывает основные этапы банковского маркетинга.
Постановка задач банка
Цели банка
Выявление внутренних возможностей банка
- Функцион.
- Структур.
- Операционный анализ