Направлено на развитие способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Это упражнение особенно рекомендуется для снятия напряжения в классе.
По команде «Штиль!» все дети замирают. По команде «Волны» дети по очереди встают – сначала те, кто сидит за первыми партами, через 2–3 секунды поднимаются сидящие за вторыми и т. д. Когда очередь доходит до последних парт, все дети вместе хлопают в ладоши, после чего садятся в той же последовательности, начиная с первых парт. По команде «Шторм» упражнение выполняется в быстром темпе – дети не ждут 2–3 секунды, а быстро встают друг за другом и так же быстро садятся. Закончить игру надо командой «Штиль».
При занятиях в группе дети сидят на стульях, выстроенных в колонну, один за другим.
Приложение 5
Методики оценки познавательных универсальных учебных действий
Методика «Исключение лишнего»
Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников.
|
|
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1.Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2.Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3.Собака, лошадь, корова, лось.
4.Стол, стул, пол, кровать.
5.Сладкий, горький, кислый, горячий.
6.Очки, глаза, нос, уши.
7.Трактор, комбайн, машина, сани.
8.Москва, Киев, Волга, Минск.
9.Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1.Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2.Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).
3.Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4.Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.