вы сталкивались точно с той же проблемой. Вам предлагалось
подробное описание идеологической и теоретической
базы изучаемого подхода и более или менее обширный набор
техник, применяемых в рамках этого подхода. Иногда к
этому добавлялась систематизация психологической проблематики,
основанная на соответствующей психотерапевтической
парадигме. В лучшем случае основанием для подобной
систематизации могла служить самостоятельная
теория личности и ее патогенеза, принятая в этой парадигме,
в худшем — набор допущений, традиционный для изучаемого
психотерапевтического подхода. Если на каких-то
семинарах вам довелось получить больше — вам крупно
повезло. Нам в нашу бытность начинающими психотерапевтами
так не повезло, и мы долго продолжали мучительно
задаваться вопросом — а как, собственно говоря, от всех
этих знаний перейти к практической работе с реальным
клиентом?! Как научиться понимать, в чем настоящая причина
тех или иных затруднений клиента? Как овладеть умением
|
|
точно ставить цель своей работы с клиентом? Как
строить свои действия в строгом соответствии с намеченной
целью? И как из всего известного нам немалого набора
техник и упражнений в каждый конкретный момент сессии
выбрать самое необходимое?
И поскольку вся эта хитроумная наука далась нам очень
дорогой ценой, мы и постарались написать эту книгу именно
как практическое руководство, позволяющее читателю
находить ответы на все эти вопросы.
В наше время и в нашей стране обучение телесно-ориентированной
психотерапии не имеет четко определенной
структуры. По сути дела, каждый семинар, проводимый на
эту тему, является авторским и отражает в основном точку
зрения своего создателя на то, что следует называть телесно-
ориентированной психотерапией, каковы механизмы
ее эффективности, показания и противопоказания к применению,
основные принципы и т. п. Более того, у нас есть
серьезные сомнения по поводу того, можно ли вообще говорить
о существовании некоей единой теории в современной
телесно-ориентированной психотерапии (как, напри-
ВВЕДЕНИЕ
мер, в психоанализе или гештальт-терапии). Скорее телесно-
ориентированную психотерапию можно представить
себе в виде весьма эклектичного букета, включающего в
себя одновременно злаки, незабудки, гладиолусы, петрушку,
одуванчики, розы и пр. Спору нет, такой букет может
чрезвычайно оригинально и привлекательно выглядеть, но
изучать по нему основы искусства составления букета будет
весьма затруднительно. Да и рассмотреть красоту каждого
отдельного цветка вряд ли удастся.
|
|
Можно возразить, что каждый волен сам выбрать из этого
букета цветок себе по вкусу и рассматривать его сколь
угодно долго. Разумеется, это так. Но нам трудно смириться
с таким положением вещей, поскольку оно не позволяет
считать по-настоящему научной ту деятельность, которой
мы с вами занимаемся. Именно поэтому мы и написали эту
книгу, в которой излагаем свой, сугубо личный взгляд на