Бюджетный процесс и его стадии

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Стадии бюджетного процесса:

1. Составление проекта бюджета.

2. Рассмотрение проекта бюджета.

3. Утверждение бюджета.

4. Исполнение бюджетов, а также составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на 3 года - очередной финансовый год и плановый период. Составление проекта федедерального бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ. Непосредственное составление проекта бюджетов осуществляет Министерство финансов РФ.

Составление проекта бюджета основывается на:

- Бюджетном послании Президента РФ;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Проект федерального закона о федеральном бюджете вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:

- основными направлениями бюджетной и налоговой политики;

- прогнозом социально-экономического развития РФ;

- оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий фин.год;

- пояснительной запиской к проекту федерального закона;

- расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета и т.д.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ. В течение суток со дня внесения Совет ГД или в период парламентских каникул Председатель ГД направляет его в комитет ГД, ответственный за рассмотрение бюджета для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям законодательства и принятия решения о том, что проект принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку, если он не соответствует требованиям законодательства.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

В первом чтении проект рассматривается в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу РФ. В первом чтении обсуждается концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции и основные направления бюджетной и налоговой политики.

В случае отклонения в первом Государственная Дума может: передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются: приложения, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета и т.д.

В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в течение 10 дней со дня его во втором чтении. Во втором чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.

Принятый ГД федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает проект в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации проект в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

- возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;

- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и т.д.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование оплаты денежных обязательств;

- подтверждение исполнения денежных обязательств.

На Федеральное казначейство возложены функции по исполнению бюджетов. Оно осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета, контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитным организациям. Федеральное казначейство доводит до распорядителей и получателей средств федедерального бюджета показатели лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования. Федеральное казначейство составляет и представляет оперативную информацию, отчетность об исполнении бюджета в Министерство финансов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: