Функции бюджета

Функция- форма проявления в действии экономической категории.

Бюджет выполняет следующие основные функции- распределительная функция и контроль

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение нац. дохода(V+M, где V- зарплата рабочих; M-прибавочная стоимость), межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов могут формироваться фонды специального целевого назначения, т.е. происходит концентрация денежных средств у государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Через бюджет оказывается гос поддержка таким отраслям экономики, как авиастроение, освоение космоса, атомной промышленности, энергомашиностроении, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка часто связана с реализацией высокоэффективных или быстро окупаемых проектов. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность. Непроизводственная сфера не участвует в создании нац дохода, но является активным его потребителем. В социальной политике основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев населения, а так же решение жилищных проблем

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование денежных средств государства отслеживать как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования и как и на сколько эффективно они используются.

Основные цели преследуемые бюджетным контролем:

1)мобилизация денежных средств

2)соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов

3)повышение эффективности расходования денежных средств

Кроме того в научной литературе выделяют и другие функции бюджета:

1)Информационная- бюджет- это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах гос политики, кроме того, поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ, то он выступает как прогноз будущей экономической ситуации на которую ориентируются не только гос учреждения, но и не государственный сектор

Экономики. Закладываемые в закон о бюджете прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятие закона о бюджете предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей, таким образом структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении гос политики, что находит конкретное воплощение в цифрах доходных и расходных статей.

Регулирующая функция. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, соц обеспечение, государство регулирует уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно значимых товаров, которые, с точки зрения рынка, могут быть не эффективными и не рентабельными.

Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов- доноров осуществляется поддержка депрессивных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Некоторые экономисты выделяют еще такие функции, как регулирующие, социальные, функции регулирования бюджета, функции регулирование бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: