Функция- форма проявления в действии экономической категории.
Бюджет выполняет следующие основные функции- распределительная функция и контроль
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение нац. дохода(V+M, где V- зарплата рабочих; M-прибавочная стоимость), межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов могут формироваться фонды специального целевого назначения, т.е. происходит концентрация денежных средств у государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Через бюджет оказывается гос поддержка таким отраслям экономики, как авиастроение, освоение космоса, атомной промышленности, энергомашиностроении, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка часто связана с реализацией высокоэффективных или быстро окупаемых проектов. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность. Непроизводственная сфера не участвует в создании нац дохода, но является активным его потребителем. В социальной политике основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев населения, а так же решение жилищных проблем
|
|
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование денежных средств государства отслеживать как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования и как и на сколько эффективно они используются.
Основные цели преследуемые бюджетным контролем:
1)мобилизация денежных средств
2)соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов
3)повышение эффективности расходования денежных средств
Кроме того в научной литературе выделяют и другие функции бюджета:
1)Информационная- бюджет- это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах гос политики, кроме того, поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ, то он выступает как прогноз будущей экономической ситуации на которую ориентируются не только гос учреждения, но и не государственный сектор
Экономики. Закладываемые в закон о бюджете прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятие закона о бюджете предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей, таким образом структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении гос политики, что находит конкретное воплощение в цифрах доходных и расходных статей.
|
|
Регулирующая функция. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, соц обеспечение, государство регулирует уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно значимых товаров, которые, с точки зрения рынка, могут быть не эффективными и не рентабельными.
Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов- доноров осуществляется поддержка депрессивных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.
Некоторые экономисты выделяют еще такие функции, как регулирующие, социальные, функции регулирования бюджета, функции регулирование бюджета.