Анкетирование

Анкетирование — опрос с помощью анкеты.

Анкета — опросный лист — специально оформленный список вопросов, обращенных к определенной категории респондентов.

К особенностям анкетирования относят:

1. Опосредованность — непосредственное общение сводят к минимуму.

2. Целенаправленность.

3. Асимметричность позиций исследователь — испытуемый. Роль исследователя минимальна — представиться, объяснить правила заполнения анкеты, проконтролировать их соблюдение испытуемым, принять готовый опросный лист.

4. Массовость.

5. Формализованность: последовательность и формулировки вопросов строго определены заранее и по ходу опроса их невозможно изменить.

6. Фиксация опроса осуществляется отвечающим.

7. Возможность отвечать не по порядку на вопросы анкеты.

8. Анонимность обуславливает большую искренность отвечающих.

Классификацию рассматриваемого метода можно осуществить по нескольким основаниям:

1. По количеству респондентов: индивидуальное, групповое, массовое.

2. По полноте охвата: сплошное и выборочное.

3. По типу контактов: очное и заочное. Заочное осуществляется по почте, через СМИ. Как показывает практика, менее эффективно, чем очное, так как возврат анкет составляет от 5 до 7%.

Анкета состоит из трех разделов:

1 раздел: вводный, включающий данные об организаторе опроса, обращение к респондентам, описание целей опроса и пояснение по заполнению анкеты.

2 раздел: Основная часть, включающая вопросы и места для ответов.

3 раздел: Заключительная часть, в которой выражают благодарность за участие в опросе.

При оформлении анкеты необходимо придерживаться следующих правил:

1. Уважение к респонденту, которое проявляется в привлекательном виде анкеты, ее компактности и удобочитаемости.

2. Тематические разделы должны сопровождаться вступительными пояснениями.

3. Каждый вопрос снабжается четкой инструкцией, как на него отвечать.

4. Неприемлемым считаются разрывы текста одного вопроса, перенос вопроса.

5. Все вопросы нумеруются цифрами, а варианты ответов на закрытые вопросы индексируются буквами.

6. Число вопросов в табличной форме должно быть минимальным, так как таблицы загромождают анкету.

7. Чем больше вопросов, тем выше вероятность отторжения анкеты.

8. Оптимальной считается анкета, на которую респондент отвечает 20 — 30 минут.

9. Необходимо заранее предусмотреть формулировку вопросов, чтобы избежать негативные проявления стилевых особенностей респондентов.

Стили респондента — индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в ответах на анкетные вопросы и не имеющие непосредственного отношения к их содержанию.

Среди типичных стилей, препятствующих опросу и получению адекватных ответов:

- Отказ от участия: нейтрализации помогает четкая формулировка цели опроса, качественное внешнее оформление анкеты; удачный выбор места и времени анкетирования.

- «Да» - тенденция: сглаживается включением в анкету открытых и развернутых вопросов.

- Случайность ответа: может провоцироваться сложностью, монотонностью, скукой, поэтому необходимы приемлемые формулировки и привлекательный вид анкеты.

- Неявное уклонение: проявляется в ответах «не знаю», «трудно сказать». Преодолевается конкретизацией вопросов.

- Категоричность суждений: преодолевается путем закрытых вопросов с набором не слишком категоричных вариантов ответов.

- Неправда: подчеркнуть анонимность и способствовать созданию благожелательной и деловой обстановки опроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: