Предмет контракта

1.1. Покупатель заказывает, а Продавец производит и поставляет Покупателю на условиях сиф-Екатеринбург ("Инкотермс-90") оборудование, перечень которого приведен в Приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Продавец обязан передать покупателю товар, свободный от любых прав третьих лиц, за исключением случаев, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц. По российскому законодательству данное правило установлено п. 1 ст. 460 ГК РФ.

В соответствии со ст. 41–44 Венской конвенции 1980 г. покупатель может снизить цену на товар, обремененный правами и притязаниями третьих лиц, или же отказаться от его принятия и потребовать возмещения всех убытков, за исключением упущенной выгоды.

Товар должен находиться в собственности продавца, либо продавец должен иметь соответствующие полномочия на его отчуждение.

8.4. Сроки поставки товаров

По общему правилу срок определяется календарной датой либо истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами (ст. 190 ГК РФ).

Сроки поставки – это календарные даты, к которым товары должны быть доставлены продавцом в установленные контрагентами географические пункты. В большинстве случаев географические пункты определяются базисными условиями поставки.

Передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или сроки. Во-первых, стороны могут предусмотреть поставку товаров в течение срока действия договора отдельными партиями. В этом случае должны быть определены сроки поставок отдельных партий товаров (периоды поставки). Если периоды поставок в договоре не оговорены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота (п. 1 ст. 508 ГК РФ).

Во-вторых, в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.).

В-третьих, сроки поставки могут быть указаны косвенно, например, в течение 50 дней с даты подписания контракта, в течение двух месяцев с даты получения технической документации, в течение 90 дней с даты открытия аккредитива и др.

Важно в договоре определить порядок исполнения поставщиком своих обязанностей по поставке товаров покупателю. Поставщик должен исполнять ее путем отгрузки (передачи) товаров покупателю по договору или лицу, указанному в нем в качестве получателя (п. 1 ст. 509 ГК РФ). В договоре может быть предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям (отгрузочные разнарядки); отгрузка товаров должна производиться поставщиком тем получателям, которые обозначены в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки и сроки ее направления покупателем определяются договором.

Наиболее частый способ фиксации поставки – дата пересечения границы.

Документами, подтверждающими факт поставки, являются железнодорожная накладная, авианакладная, коносамент, почтовая квитанция, акты приема-передачи товара, расписки складов и пр. Сроки отгрузки могут быть указаны следующим образом:

• "немедленно" – срок, необходимый для оформления таможенных формальностей и транспортировки. По обычаям международной торговли это условие фактически означает обязательство продавца поставить товар в любой день в течение не более двух недель;

• "как можно быстрее" – продавец обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший срок.

Встречаются и такие сроки, как "по мере готовности", "по открытии навигации, по накоплении партии не менее... тонн".

По общему правилу досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя (п. 3 ст. 508 ГК РФ). В условиях договора могут быть оговорены право продавца на досрочную поставку, порядок получения продавцом разрешения покупателя на досрочную поставку ему товара. Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде (п. 3 ст. 508 ГК РФ).

Если поставка товара разовая, то устанавливается период, в течение которого она будет осуществляться, либо указывается конкретная дата, до наступления которой следует произвести поставку, например:

Вариант I

1.2. Поставка товара, указанного в п. 1.1 настоящего Контракта, будет осуществлена в течение __________________________.

(период времени)

Срок поставки может быть связан с определенными действиями покупателя, например, зависеть от времени получения продавцом оплаты товара, с осуществлением предварительной оплаты товара покупателем и т.п., например:

Вариант II

1.2. Поставка товара, указанного в п. 1.1 настоящего Контракта, будет осуществлена в течение трех месяцев со дня получения авансовой оплаты, согласно пункту _______ настоящего Контракта.

Если поставка товара будет осуществляться партиями продолжительное время, стороны составляют график выполнения поставки с четкими указаниями, какой товар, в каком количестве и в какой период времени предполагается поставить, например:

Вариант III

1.2. Товары, указанные в п. 1.1 настоящего Контракта, должны быть поставлены в сроки, указанные в графике выполнения поставки, приложенном к настоящему Контракту и являющемся его неотъемлемой частью.

Если поставка товара произведена до наступления установленной контрактом календарной даты, покупатель имеет право отказаться от его принятия, хотя имеет право и принять его. Поэтому, когда продавцу выгодна долгосрочная поставка товара, и он имеет возможность ее осуществить, в условиях контракта следует оговорить право продавца на поставку товара до установленного срока, например:

Вариант I

Разрешается досрочная поставка товара.

Вариант II

Допускается частичная поставка товара при соблюдении общего графика поставки, предоставленного Продавцом Покупателю. Досрочная поставка допускается.

Иногда партнеры включают в пункт договора о сроках поставки условия о правилах определения даты поставки, например:

Вариант I

Датой поставки товаров считается дата поступления товаров: на склад Покупателя – при транспортировке товара автомобильным транспортом; в аэропорт "Кольцово" г. Екатеринбурга – при транспортировке авиатранспортом; на ст. Свердловск-сортировочный – при транспортировке железнодорожным транспортом.

Вариант II.

Датой поставки считается дата накладной, выписанной на имя Покупателя.

Это условие применяется при заключении контракта на условиях поставки сиф-Екатеринбург либо сип-Екатеринбург.

Допускается включение в текст контракта условия о содержании товарно-транспортной накладной, выписанной на имя покупателя.

Вариант III

Датой поставки считается дата товарно-транспортной накладной, выписанной на имя Покупателя.

Товарно-транспортная накладная должна содержать следующие сведения: номер контракта, стоимость груза, дату отправки, адрес региональной таможни, адрес покупателя, номера его телефонов и пр.

В случае, если в контракте либо в приложении (спецификации) к нему не установлен срок поставки и при этом не сделано никаких указаний на то, каким образом он должен быть определен, стороны должны руководствоваться следующими положениями. По общему правилу, сложившемуся в практике международной торговли, такой контракт не теряет юридической силы, он будет квалифицирован как договор купли-продажи. Стороны должны выполнить принятые ими обязательства по внешнеторговому договору купли-продажи. Порядок передачи товаров покупателю определяется в данном случае исходя из законов и обычаев страны, право которой применимо к настоящему контракту.

Согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Статья 33 Венской конвенции 1980 г. также предусматривает, что для исполнения обязательств по контракту, в тексте которого не указана конкретная дата поставки, учитывается разумный срок после заключения договора. По законодательству некоторых зарубежных стран при отсутствии в контракте условия о сроках поставки продавец может ее произвести немедленно, а покупатель вправе потребовать немедленной поставки заказанного им товара, например, в соответствии с § 271 Германского гражданского уложения, ст. 75 Швейцарского обязательственного закона и др.

Согласно обыкновению, установившемуся в практике международной торговли, термин немедленная поставка понимается как поставка в течение 14 календарных суток с даты подписания контракта. Разумный срок определяется, как правило, исходя из конкретных условий контракта. Например, принимается во внимание практика договоров международной купли-продажи данного вида товара.

За нарушение срока поставки товара обычно стороны предусматривают в контракте условия об ответственности, например, взыскание штрафа.

8.5. Качество товара

В договорах международной купли-продажи принято особо выделять условия о качестве поставляемого товара, которые могут быть объединены в специальный раздел либо входить в состав раздела "Предмет контракта".

Качество (quality) – совокупность свойств (технико-экономических и эстетических), обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности, связанные с назначением вещи, продукции, товара.

Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (п. 4 ст. 469 ГК РФ). Например, для изготовителя установлены определенные стандарты на продукцию либо технические условия*.

* Стандарт (standard) представляет собой нормативно-технический документ, устанавливающий требования к качеству товаров.

Технические условия (technical conditions/specifications) – нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).

Качество товара в контрактах, заключаемых в пределах одной страны или региональной группировки стран, обычно определяется принятыми стандартами. В других случаях качество товара предусматривается в спецификации (specification). Во внешнеторговой терминологии существуют специальные понятия:

кондиция (quality requirements) – означает условие о качестве и упаковке товара;

обычное экспортное качество (shipping quality).

В случае, если условиями контракта не оговорено качество проданного товара, то товар должен считаться пригодным для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется.

Согласно ст. 35 Венской конвенции 1980 г. товар считается не соответствующим договору, если он

1) не пригоден для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется;

2) не пригоден для любой конкретной цели, о которой продавец прямо или косвенно был поставлен в известность покупателем во время заключения договора;

3) не обладает качеством товара, предоставленного продавцом покупателю в качестве образца или модели.

Для включения в текст контракта условий о качестве товара могут быть предложены следующие варианты формулировок.

Вариант I (для простых изделий, например, строительные материалы).

Качество поставляемого товара должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам.

Вариант II (для предметов ширпотреба – одежда, обувь, ткани и т.п.).

Качество поставляемого товара должно соответствовать каталогам и проспектам, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Вариант III (для сложного оборудования, качество которого определяется специальными документами).

Качество товара должно полностью соответствовать образцам-эталонам, согласованным и подтвержденным обеими сторонами, а также техническим условиям, изложенным в спецификациях к настоящему Контракту.

Вариант IV (для случаев, когда поставщик не является изготовителем товара).

Качество оборудования должно полностью соответствовать техническим характеристикам, указанным фирмами-изготовителями оборудования, а также условиям настоящего Контракта.

Если оборудование имеет сложные технические характеристики, целесообразно указать полное наименование необходимых технических документов, определяющих качество данного товара, указать в тексте контракта, что эта документация – неотъемлемая его часть. При поставке оборудования в комплекте рекомендуется включение в текст контракта следующего условия:

Вариант V

Оборудование поставляется в комплекте со всеми необходимыми принадлежностями, технической документацией так, чтобы обеспечивалась его работа в соответствии с техническими характеристиками, указанными в документации фирмы – изготовителя оборудования. Техническая документация должна быть высокого качества, полная и достаточная для установки и эксплуатации оборудования.

В ряде случаев, когда в соответствии с действующими требованиями качество товара должно подтверждаться специальными сертификатами, стороны контракта должны включать в его текст следующее дополнительное условие:

"Качество товара подтверждается сертификатом качества страны предприятия-изготовителя, а безопасность товара для конечного потребителя – сертификатом безопасности, полученным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на условиях, указанных в спецификации к настоящему Договору".

При импорте продовольственных товаров их качество должно подтверждаться сертификатом о качестве, выдаваемым государственной компетентной организацией страны происхождения товара на каждую его партию. В тексте договора должна быть сделана ссылка на документы, подтверждающие качество поставляемого товара.

8.6. Цена и общая сумма контракта

Оплата за товар определенной денежной суммы (цены) – основная обязанность покупателя по контракту. Обычно в контракте цена устанавливается за единицу количества товара и указывается общая сумма контракта. Цена товара (price), цена продукции (price of goods) – это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу в той или иной валюте за общее количество товара (партию) либо за единицу товара, доставленного продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт.

Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи.

Цена товара, по которой реализуется товар на внешнем рынке, – есть внешнеторговая цена (foreign trade price).

Цена поставляемого товара – существенное условие договора международной купли-продажи товаров. Практика международной торговли, нормы Венской конвенции 1980 г. (в частности, ст. 55), действующее гражданское законодательство Российской Федерации и ряда зарубежных стран исходят из положения, что если стороны контракта не включили в его текст условие о цене товара или не указан способ ее определения, контракт не теряет своей юридической силы. Стороны контракта купли-продажи подразумевают цену, которая в момент его заключения обычно взималась за аналогичные товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей сфере торговли, и между сторонами не было разногласий по поводу цены. Аналогичное правило содержится в п. 3 ст. 424 ГК РФ.

При установлении цены товара в контракте особо определяются единица измерения, за которую устанавливается цена, базис цены, валюта цены, способ определения и фиксации цены, уровень цены.

Выбор единицы измерения товара (contract unit of measere)*, за которую устанавливается цена, зависит от характера товара и от практики, сложившейся во внешней торговле. Единица измерения и общее количество товара могут быть указаны в приложении (спецификации) к контракту в случае, если поставляется товар нескольких наименований.

* Единица (unit), число единиц (number of unit), единица веса (unit of weight), единица длины (linear measur), единица площади (square measure), единица объема (cubic measure), - комплект (set), штука (piece).

Количество может быть установлено сторонами в любых единицах: мерах веса, объема, длины, в числе единиц данного товара. При этом используются различные единицы измерения. При всем разнообразии их можно свести к нескольким системам, наиболее часто применяемым в контрактах.

¨ В большинстве стран континентальной Европы повсеместное распространение получила метрическая система. Однако страны, применяющие ее, установили разные наименования для одних и тех же единиц.

Например, 100 кг называются:

во Франции – квинтал (quintal);

в Германии – двойной центнер (Doppel zentner);

в ряде стран – метрический центнер.

Из других систем широко применяется англо-американская. Основная единица ее длины – ярд (yard) = 91,4 см, веса – английский фунт (pound-lb) = 16 унций = 453,59 граммов; галлон (gallon) = 4,546 литров (для сыпучих тел) = 3,785 литров (для жидкостей).

Из мер объема англо-американской системы наиболее распространены: бушель (bushel) в торговле зерном: 1 бушель = 8 галлонам и баррель (barrel) в торговле нефтепродуктами: 1 баррель = 42 галлонам.

Из многих других единиц некоторое значение Имеют: египетский кантор = 44,928 кг (для хлопка); японский кин = 0,6 кг, японский пикуль = 60 кг.

В торговле некоторыми товарами единицами измерения служит не вес товара, а его количество в определенной упаковке. Так, для ртути обычно единицей измерения является бутыль (54,5 кг), для кофе – мешок (60 английских фунтов), дли колумбийского кофе – мешок (70 английских фунтов) и др. ¨

Цены на товары можно классифицировать по степени определенности на определенные и определимые.

Под определенной ценой понимается прямое установление цены в виде твердой суммы.

Под определимой ценой понимается косвенная ссылка на условие исчисления цены к моменту платежа. Этот способ характеризуется указанием в контракте на справочные цены, публикуемые в периодических изданиях, биржевые котировки в центрах международной торговли, цены аукционов.

В англо-американском праве предусмотрено, что при отсутствии указания на цену или способ ее установления считается, что условие о цене выполнено, поскольку стороны молчаливо подразумевают разумную цену на момент сдачи товара, т. е. цену, обычно взимаемую за такие товары.

По способу фиксации цены (price fixing) различают цены твердые, периодически твердые, подвижные, скользящие.

Твердая цена (firm price) устанавливается в момент подписания контракта, она не подлежит изменению в течение всего срока его действия и не зависит от сроков и порядка поставки товара (продукции). В контрактах с длительными сроками поставки обычно делается ценовая оговорка (price clause): "Цена твердая, изменению не подлежит".

Твердые цены не меняются в течение срока действия контракта. Однако такие цены исключают возможность последующего учета колебаний экономической конъюнктуры, которые могут обернуться убытками для одной из сторон (если к наступлению срока платежа рыночные цены изменятся). Обычно такие цены применяются в сделках с немедленной поставкой товара или при поставках в короткие сроки.

Периодически твердые цены предполагают определенную фиксированную сумму, действительную на определенный период времени. В момент подписания контракта цены не фиксируются, а определяются, например, перед поставкой каждой партии, в начале года и т.д.

Подвижная цена (flexible price) – это зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в контракт вносится ценовая оговорка, предусматривающая, что, если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в контракте (оговорка о повышении и понижении цены).

Подвижные цены в отличие от периодически твердых фиксируются в контракте, но предполагают пересмотр цен сторонами при изменении цен на рынке на определенный процент (например, стороны примут такое решение, если изменение цен превысит 3%). При этом в контракте обязательно должен быть указан источник, которым стороны будут руководствоваться при определении индекса цен.

Скользящая цена (sliding price) – это цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происходящих в период исполнения контракта. Эта цена применяется в контрактах на товары длительного цикла изготовления. Цена, предусмотренная в контракте, корректируется при изменении ценообразующих факторов (заработной платы, стоимости сырья и т.д.) в период действия контракта. Одновременно оговариваются и пределы (как правило, в процентах) отклонения фактической цены от контрактной в ту или иную сторону (например 5%).

Цена – одно из важнейших условий внешнеторгового контракта. В современный период, в условиях широкого выхода на внешний рынок отечественных фирм, не имеющих достаточного опыта коммерческой работы, рациональное определение цены приобретает особую значимость.

Знание предпринимателем реального уровня мировых цен поможет ему избежать финансовых убытков. В то же время при реализации продукции по ценам ниже среднего мирового уровня экспортера могут обвинить в демпинге, в недобросовестной конкуренции. Кроме упущенной выгоды, это неизбежно приводит к потере лица, к утрате имиджа, к которому, быть может, фирма стремилась многие годы. Незнание цен мирового рынка может привести и к импорту по завышенным ценам, а это означает, что дефицитная валюта будет истрачена нерационально.

При анализе цены учитываются такие стратегические моменты, как наличие конкурентоспособного и качественного товара, товара в надлежащей упаковке, возможность своевременной поставки товара, степень конкуренции этого товара на рынке страны назначения, торговые, политические, идеологические, религиозные и многие другие условия, которые оказывают влияние на конъюнктуру на аналогичные товары.

Для анализа цен привлекается широкий круг источников. На этапе предварительного определения уровня контрактных цен товара ориентируются на публикуемые и расчетные цены.

Публикуемые (объявляемые) цены (published price) сообщаются в специальных фирменных источниках информации. Как правило, они отражают уровень мировых цен (world market price) крупнейших поставщиков данной продукции. Например, на пшеницу и алюминий мировыми являются экспортные цены Канады, на пиломатериалы – экспортные цены Швеции, на каучук – цены Сингапурской биржи, на пушнину – цены Санкт-Петербургского и Лондонского аукционов, на чай – цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то по готовым изделиям и оборудованию решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды изделий.

К публикуемым ценам относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены фактических сделок (price of the actual quotation), цены предложений (price of an offer) крупных фирм. Эти цены в той или иной степени отражают уровень мировых цен.

Справочные цены (advertised price) – это цены внутренней оптовой или внешней торговли стран с рыночной экономикой, которые регулярно публикуются в деловых газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах. Эти цены обычно отражают общее направление динамики цен за предшествующий период, их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров. Они приблизительно отражают уровень цен реальных сделок и могут служить отправной точкой для переговоров. При установлении более стабильных торговых связей базисные цены подлежат дальнейшему согласованию: применяются различные скидки и надбавки к ним.

Биржевая цена (exchange price, stock price), или биржевая котировка (exchange quotation) – цена товара, являющегося объектом биржевой торговли.

• При торговле сырьем или полуфабрикатами необходимо иметь сведения о ценах на биржах и аукционах (auction price). Эти цены всегда отражают реальный уровень цен при заключении конкретных сделок, поскольку каждая биржа осуществляет учет, систематизацию и публикацию биржевых котировок. Как правило, биржи публикуют котировки на начало и конец утреннего и вечернего биржевых торгов (сессий), котировки продавцов и покупателей товаров, котировки на товары с немедленной поставкой (spot) и срочной поставкой (forward). Подсчитываются и публикуются средние и другие котировки на каждый день работы биржи. Котировки достаточно объективно отражают мировой уровень цен на биржевые товары, а их официальные публикации служат основанием для установления цен на аналогичные товары во внебиржевой торговле. Сведения о ценах на аукционах важны потому, что происходит поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей. И цены, следовательно, носят вполне реальный характер.

Роль международных аукционов могут выполнять крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю каким-то видом товара. Обычно они скупают товары у товаропроизводителей, затем перепродают их оптовым посредникам и получают от разницы цен прибыль. Важно и то, что торг на таких аукционах происходит открыто с участием самих покупателей.

Цены аукционов близки к котировкам бирж, поскольку, как правило, отражают реальные сделки.

На основе статистики внешнеэкономических связей можно определить среднюю экспортную и импортную цену на товар, разделив стоимость товара на его количество. Метод статистики внешнеэкономических связей основан на организации массового статистического наблюдения. В нашей стране статистические наблюдения ведутся на основе контрактов и извещений об их заключении; транспортных, товарных документов и счетов, поступающих от национальных и зарубежных поставщиков товаров; статистической отчетности министерств, ведомств и др. С 1 апреля 1989 г., т. е. с момента, когда предприятия и организации получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, еще одним источником статистического наблюдения внешнеэкономических связей стала таможенная декларация экспортера и импортера. Материалы статистического наблюдения дают возможность установить величину изучаемого явления, его динамику, структуру, темпы роста и снижения. Информация, полученная на основе данных статистики внешнеэкономических связей, при всей ее приблизительности и недостатках все же будет более точной, чем справочные цены.

• Наиболее важной является, конечно, информация о ценах фактических сделок (price of the actual transaction) на аналогичные товары. Хотя подобная информация носит сугубо конфиденциальный характер, получить ее возможно. Время от времени цены сделок появляются в печати. Если сопоставить хотя бы одну такую цену со справочной, то можно сориентироваться и довольно точно определить уровень цены при подготовке проекта контракта. Эта цена, конечно, не должна быть окончательной, она – лишь основа для ведения дальнейших переговоров.

Цены предложений крупных фирм менее представительны, чем цены фактических сделок, поскольку отражают монопольный характер поставок товара и по существу имеют характер справочных цен, так как первоначальные цены (original price) в результате согласования при заключении сделок обычно понижаются.

• В качестве отправной точки для проведения переговоров о цене партнеры по торговой сделке используют базисные цены (base price), в основе которых – цены, публикуемые в различных справочниках и прейскурантах (прейскурантные цены – list price).

Базисная цена – цена товара, которая принимается в качестве базы при определении внешнеторговой цены данной продукции (товара), а также индекса цен в международной торговле в целом и по отдельным видам товаров. Базисная цена регулярно пересматривается с учетом изменений ассортимента внешнеторгового обмена на рынке.

Используются два понятия индекса цен:

индекс цен (price index) – показатель динамики изменения цен товаров дает представление о том, на сколько изменился в среднем уровень цен за определенный период,

индекс розничных цен (retail price index) – индекс, рассчитанный как ежемесячный показатель изменения среднего уровня цен на розничном рынке на основе динамики "корзины" потребительских товаров и услуг. Это основной показатель уровня инфляции в стране.

По согласованию сторон цены фиксируются в контракте в валюте одной из стран-контрагентов или в валюте третьей страны (например, часто используется валюта – доллары США). Цена товара зависит от определенных в контракте базисных условий его поставки в какой-либо географический пункт. Иногда партнерам по сделке приходится делать более сложные расчеты, вводить многочисленные поправки с учетом сопоставления товаров не только по техническим характеристикам, но и по вопросам транспортировки, монтажа, страховки и пр.

В случае продажи товара через посредника цена корректируется обычно на 3–5% для выплаты комиссионного вознаграждения.

Конкретная цена контракта зависит также от базисных условий поставки товара. Например, при купле-продаже товара на условиях сиф в цену контракта будут включены расходы по маркировке, упаковке, страхованию, погрузке, перевозке товара и пр. При продаже на условиях франко-завод цена контракта состоит из стоимости самого товара.

¨ Рассмотрим пример калькуляции стоимости товара (в общем виде) с учетом транспортных и иных расходов, связанных с исполнением внешнеторгового договора купли-продажи.

Себестоимость продукции

+ плановая прибыль

= Цена "с завода-поставщика" (EXW)

+ перевозка к железнодорожной станции

+ стоимость услуг экспедитора

+ страхование

+ стоимость погрузки в вагон

= Цена "франке вагон/грузовая платформа" (FOK/FOT)

+ фрахт до границы

= Цена "товар поставлен до границы" (DAF)

+ фрахт до места/порта назначения

= Цена "фрахт/провоз оплачен" (FCP)

+ расходы в порту: перевозка, складирование, портовые сборы, комиссия экспедитора в порту, дополнительные расходы (телекс, телефон, факс и др.)

+ экспортные пошлины

= Цена "франке вдоль борта судна" (FAS)

+ расходы на документы, расходы по погрузке, расходы на коносамент, морской фрахт

= Цена "стоимость и фрахт" (CFR)

+ страхование

= Цена "стоимость, страхование и фрахт" (CIF) или "с судна" (EXS)

+ стоимость перевалки в порту назначения, импортная пошлина и оформление документов

= Цена "франке пристань" (EXQ)

+ стоимость перевозки до места нахождения покупателя

= Цена "поставлено, пошлина уплачена" (DDP).

В счете на поставленный товар указывается фактурная цена (invoice price). В зависимости от базиса поставки она может включать расходы по перевозке товара, погрузочно-разгрузочным работам, страхованию, оплате экспортных и импортных пошлин и иных сборов. ¨

В мировой торговой практике широко применяется система скидок. Определение цены товара нередко сопровождается включением в контракт условий о скидках с цены (price reduction). Обычно применяется несколько десятков видов скидок, но наиболее распространены следующие.

Бонусные скидки (bonus rebates – скидка за оборот) обычно предоставляются крупным оптовым покупателям, причем не за каждую отдельную партию, а за заранее согласованный годовой объем оборота. Такие скидки, как правило, составляют 7– 8% стоимости оборота.

Сезонные скидки (seasonal discount) имеют сезонный характер и применяются главным образом при торговле товарами массового спроса (обувь, одежда и т.д.). Например, при наступлении сезона на рынок поступают более новые и модные товары, при этом на товары, выходящие из моды, вводят скидки с цены.

Дилерские скидки (dealer discount) предоставляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. За счет таких скидок дилеры должны покрывать свои расходы на продажу, сервис и получать прибыль. В зависимости от целей и задач, решаемых фирмой, может быть использован метод вертикального ценообразования. При этом предприятие-изготовитель самостоятельно устанавливает розничную цену, заранее закладывая в нее размеры скидок для оптовых и розничных покупателей. Величина дилерской скидки достигает 30% и зависит от вида товара и объема посреднических услуг.

Закрытые скидки (closed discount) используются в замкнутом экономическом пространстве и предоставляются на продукцию (товары), образующуюся при поставках внутри фирмы или во внутренней торговле международных объединений и групп. Закрытые скидки могут также вводиться на товары, поставляемые по некоторым межправительственным соглашениям.

Скидки с цены могут предлагаться покупателю также и при увеличении объема заказа. В зависимости от величины и серийности заказа размер количественных скидок может меняться. Размер таких скидок относительно невелик при поставках товаров массового спроса. Для товаров, производимых малыми сериями или по индивидуальным заказам, скидка на количество имеет значение, так как увеличение серии приводит к сокращению издержек производства. Скидки на количество составляют обычно 10–15% стоимости сделки. Скидки, предоставляемые при неоднократном увеличении объема заказа, называются прогрессивными (progressive discount).

Скидки "сконто" (each discount) применяются, если платежи по контракту осуществляются ранее срока, указанного в контракте, и притом оплачиваются наличными; составляют 3–5%.

Специальные скидки (extra discount) носят конфиденциальный характер, представляют собой коммерческую тайну и предоставляются партнеру, с которым фирма имеет особые доверительные или длительные отношения. Размер таких скидок можно только предполагать.

• Существуют и другие виды скидок: за поставку к определенному сроку, за улучшенное качество, за серийность товара, за пробные партии и т.д.

• Когда речь идет о продаже уникального товара, который ранее на рынок не поставлялся и который трудно сравнить с другими аналогичными товарами по его характеристикам и параметрам, применяется расчетная цена поставщика. При этом учитываются технические и коммерческие условия заказа, приводится сравнение с аналогичными товарами.

При составлении текста договора международной купли-продажи товаров рекомендуется предельно точно определить цену поставляемого товара.

Вариант I

Цена

2.1. Цена товара, указанного в п. 1.1 настоящего Контракта, составляет _________________________________ за единицу.

(сумма прописью, денежные единицы)

2.2. Общая стоимость проданного по настоящему Контракту товара составляет___________________________________.

(сумма прописью, денежные единицы)

2.3. В стоимость товара включаются стоимость упаковки и маркировки товара, расходы по его погрузке, укладке _______________________________.

(перечисляются прочие расходы)

Вариант Iа

Цена

2.1. Цена поставляемого товара устанавливается в российских рублях и понимается как фоб __________________________.

(название товара)

2.2. Указанная в п. 2.1 цена включает в себя, помимо стоимости товара, стоимость тары, экспортной упаковки и маркировки, расходы по погрузке товара на судно и укладке его в трюме.

2.3. Извещение об отгрузке товара и выписка товаросопроводительных документов производятся за счет Продавца.

2.4. Общая цена настоящего Контракта составляет ___________________________________________ _ ________________________________________________________________________________________.

(сумма в цифрах и прописью)

Возможно соглашение о распределении между продавцом и покупателем дополнительных расходов по контракту, например:

"Расходы по перевозке товара, погрузке и выгрузке его, оплату таможенных пошлин и всех налоговых обложений в стране Покупателя несет Покупатель, за пределами страны Покупателя – берет на себя Продавец".

В условиях инфляции фиксированная цена товара, указанная в контракте, невыгодна продавцу. Он может потребовать от покупателя произвести частичную либо полную предоплату поставляемого товара, что должно быть зафиксировано в контракте.

Цена поставляемого товара может быть установлена в любой иностранной валюте. Обычно выбирают валюту, курс которой достаточно устойчив. При определении валюты цены (currency of price) контракта важно правильно выбрать наиболее устойчивую и удобную валюту. В текст контракта включается валютная оговорка (об условиях платежа – см. подробнее в разделе "Условия платежа").

Вариант II

Цена

2.1. Цена товара, указанного в п. 1.1 настоящего Контракта, составляет_______________ долларов США за единицу.

2.2. Общая стоимость проданного по настоящему Контракту товара составляет _________________ долларов США.

2.3....

2.4. Оплата стоимости проданного по настоящему Контракту товара будет производиться в рублях по курсу доллара США на момент начала поставки в ______________________ в ___________________.

(полное наименование банка) (город, страна)

Ссылка на конкретный банк и место его нахождения в контракте необходимы, поскольку курсы иностранных валют в каждом банке и городе свои.

Цена по договору международной купли-продажи может быть "привязана" к нескольким иностранным валютам. В текст контракта в таком случае включается условие о форме выражения цены – мультивалютная оговорка. Предназначенная к выплате сумма в рублях исчисляется по средней составляющей из совокупности курсов указанных валют.

Помимо валютных оговорок в качестве защитного средства от обесценивания валют применяется индексная оговорка (indexation clause). Цена товара, обусловленная контрактом, в этом случае привязывается к индексу цен на аналогичные товары или самые необходимые, составляющие потребительскую корзину.

В случае применения в контракте критерия "плавающая цена" необходимо указать отсчетную цену товара на момент подписания контракта или начала поставки, чтобы затем определять цену товара применительно к последующему времени. Следует иметь в виду, что выбор условия контракта о фиксированной либо плавающей цене влияет на содержание других статей контракта.

Вариант III

Цена

2.1. Цена поставляемого товара является плавающей и включает в себя стоимость _________________________________.

Она будет определяться в зависимости от изменения средней рыночной стоимости________________________________________________________________

(наименование материала, из которого изготовлен товар)

отдельно для каждой партии товара на момент его поставки.

2.2. Расчет цены поставляемого товара для каждой партии в момент ее поставки будет производиться исходя из суммы общей стоимости товара, установленной на дату подписания настоящего Контракта и составляющей ________________ рублей.

8.7. Упаковка и маркировка товара

Упаковка товара (cargo parking). Вид упаковки товара определяется в контракте базисными условиями поставок. Так, при условиях поставки, предусматривающих перевозку товаров морем, продавец обязан обеспечить морскую упаковку груза, при других базисных условиях – соответственно сухопутную. Это очень важный пункт контракта. Если в договоре международной купли-продажи товаров не согласовано иное, в обязанности продавца входит надлежащая упаковка товара, обеспечивающая сохранное обращение с ним во время транзита и в месте назначения. В большинстве случаев обе стороны заинтересованы в предварительном выяснении того, какая упаковка необходима для обеспечения сохранности товара и его доставки по назначению. Однако поскольку обязанности продавца по упаковке товара зависят от вида и продолжительности транспортировки, необходимо учитывать, что продавец обязан упаковывать товар надлежащим образом, но только в той степени, в которой он проинформирован об обстоятельствах перевозки до заключения контракта. Остановимся на нескольких существенных моментах договора, касающихся упаковки.

• Соответствие характера упаковки требованиям законодательства страны назначения груза. Наиболее удачно нормативное предписание по отгрузке сформулировано в Общих условиях поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 гг., факультативно применяемых и сейчас:

1) если в договоре нет особых указаний относительно упаковки, продавец должен отгрузить товар в упаковке, применяемой для экспортных товаров в стране продавца, которая обеспечила бы сохранность груза при перевозке с учетом возможных перегрузок, при надлежащем и обычном обращении с грузом. В соответствующих случаях должны учитываться также продолжительность и способы транспортировки;

2) перед упаковкой должна быть произведена надлежащая смазка поставляемых машин и оборудования, обеспечивающая их сохранность от коррозии (§31 ОУП СЭВ, 1968/1988 гг.).

• Обусловленность типа упаковки, которая по тем или иным причинам может наносить покупателю вред, поэтому характер и серьезность нарушения перечисленных выше требований определяют правомочность расторжения договора покупателем, серьезной причиной для расторжения договора является "основное существо" товаров. В некоторых случаях ненадлежащая упаковка может рассматриваться как дефект товара и со страховой точки зрения лишить страхователя защиты от всех рисков. Обычно в данном пункте контракта указывается, что ответственность за повреждения вследствие неправильной упаковки, а также неправильной антикоррозийной обработки несет продавец.

• Упаковка должна служить носителем информации – рекламы и маркировки. Кроме того, она должна обеспечивать удобство при складировании и хранении товара с учетом места и способа его складирования и средств автоматизации; транспортировке, погрузке и выгрузке с учетом видов транспортных средств и транспортных путей следования груза; таможенных досмотрах; продаже товара.

• Обычно в контракте отдельно оговаривают внешнюю упаковку – тара (container): брезент (canvas cloth), ящики (boxes), контейнеры (containers, cntrs) и пр., а также внутреннюю упаковку (interior packing), не отделимую от товара.

Качество упаковки может определяться ссылкой на соответствующие стандарты (establiched packing standard) и технические условия (technical specification), если они имеются.

• Способы оплаты упаковки устанавливаются сторонами в контракте и могут предусматривать: включение цены упаковки в цену товара, определение цены упаковки в процентах от цены товара или определение цены упаковки отдельно от цены товара – цена без упаковки (packing not included); цена, включая упаковку (price including packing).

В каждое грузовое место должен быть вложен подробный упаковочный лист.

Маркировка (marking). Это необходимые надписи, изображения и условные обозначения, помещаемые на упаковке, бирках или самом отгружаемом товаре. В маркировочных надписях должно содержаться указание страны происхождения. Сторона договора – экспортер должна предъявить сертификат (свидетельство) происхождения товара. Это особый момент, выдаваемый уполномоченными на то органами в стране экспортера (торговыми палатами, ассоциациями предпринимателей и т.п.)*.

* Подробнее см.: Козырин А. Комментарий Закона РФ "О таможенном тарифе". Раздел V. Определение страны происхождения товара (ст. 29–33) // Хозяйство и право. - 1997. – № 4. – С. 13–24.

Маркировка груза (cargo marking). Маркировка внешнеторгового груза среди прочего содержит, как правило, информацию о стране происхождения.

Маркировка, известная также как "погрузочная разметка", выполняет три основные задачи:

идентифицирует груз для перевозчиков и других лиц, вовлеченных в транспортировку и имеющих с ними дело во время перевозки или транзита:

указывает грузополучателю на соответствующие порядок и деятельность для обеспечения правильной доставки груза. Маркировка должна наноситься несмываемой водостойкой краской и позволять отличить груз одного получателя от остальных грузов:

предупреждает об опасностях, которые может нести с собой перевозимый груз в случае ненадлежащего с ним обращения.

Маркировка дает потребителю необходимую минимальную информацию о товаре, способе его хранения и примрнения.

Маркировка должна включать общие сведения о грузе:

наименование производителя, страны происхождения;

наименование отправителя (поставщика) груза;

наименование получателя груза;

пункт назначения;

пункт отправления;

общие сведения о грузе;

номер контракта;

номер места;

возможную идентификацию;

инструкцию по погрузке и выгрузке (например, "Не кантовать", "Верх", "Низ", "Стекло" и т.п.);

указания о нахождении инструкции или документации и пр.

Обычно правила маркировки содержатся в специальных справочниках.

Иногда требуется дополнительная информация, например, вес брутто, вес нетто, а также предупреждающие знаки, предусмотренные специальными правилами в соответствии со свойствами данного груза, либо наносимые отправителем из соображений безопасности транспортировки или осторожности, для правильного обращения с грузом. При отгрузке товара несколькими партиями маркировку следует унифицировать, предусмотрев изменения для порядковых и фактических номеров ящиков, контейнеров и т.п.

По маркировке и упаковке существуют международные соглашения:

ATR – Международное соглашение о транспортировке опасных грузов;

IMDG – Международный морской код для опасных грузов;

IATA – Международное соглашение по маркировке опасных грузов, перевозимых воздушным путем.

Несоответствие упаковки, защиты и маркировки по условиям контракта может быть самостоятельным видом нарушения контрактных обязательств, вызывающим ущерб. Вследствие этого упаковка, защита и маркировка с точки зрения рекламационного права чаще всего являются в контракте отдельными обязательствами, по которым могут предусматриваться специальные санкции.

Статья контракта, содержащая условия об упаковке и маркировке, может быть сформулирована следующим образом:

Вариант I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: