Они являются составной частью процесса обучения, дополняют, расширяют основные формы учебной работы и называются внеклассной или внеурочной формой, так как проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.
Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения.
Каждому человеку суждено выполнение различных социальных функций. В детстве человек является чьим-то сыном (дочерью). Затем в более зрелые годы он может стать отцом (матерью). В годы учебы мы являемся учениками, студентами, курсантами. В транспорте мы пассажиры, в магазине - покупатели, на работе - работники, в поликлинике - пациенты. В течение лишь одного дня один и тот же человек может быть и сыном, и учеником, и пассажиром, и покупателем, и клиентом, и членом спортивной команды, и членом уличной компании. Очевидно, что выполнение каждой подобной функции будет иметь свои особенности и отличия. Со своими родителями школьник будет вести себя не так, как с учителями, а в школе совсем иначе, чем в магазине или в больнице. Положение хорошего ученика в классе не гарантирует ему успешное вхождение в спортивную команду или уличную компанию. Поэтому в своем классе он может вести себя свободно и раскованно, быть лидером в учебной деятельности, а в спортивной команде чувствовать себя робко и застенчиво и быть на правах отвергаемого.
|
|
Выполнение различных функций будет связано с различным поведением одного и того же человека. Ему придется вести себя не только так, как он хочет, а так, как "хочет" окружающая среда: общество, класс, спортивная команда, партнер по общению. В различных ситуациях взаимодействия с людьми человеку приходится как бы исполнять различные роли: то послушного сына, то прилежного ученика, то дисциплинированного пассажира, то развязного члена дворовой компании.
Не следует путать эти социальные роли с известными нам актерскими ролями. Исполнять актерскую роль - значит выстраивать поведение на сцене или съемочной площадке в соответствии со сценарием и задумками режиссера.
Социальная роль - это нормативно одобренное, ожидаемое окружающими людьми поведение человека в определенных обстоятельствах. Педагогу важно хорошо представлять особенности этих ролей и использовать знания о них в своей работе.
Выделяют четыре типа социальных ролей: формальные, внутригрупповые, межличностные и индивидуальные (А.Б. Добрович).
Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции. Так, директор школы при выполнении своих служебных обязанностей требует от работников соблюдения распорядка дня, обязательного проведения уроков согласно расписанию.
|
|
Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. Когда же этот молодой человек попадает на спортивную площадку, то он знает, что товарищи по команде надеются на его силу, реакцию, выносливость и технику, что они ждут от него высоких результатов и готовы идти за ним к победе.
Межличностная роль - это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений.
В реальной жизни нам часто приходится исполнять описанные социальные роли не по очереди, а одновременно. Человек, выступающий в формальной роли директора, является также представителем различных групп и коллективов, в которых исполняет те или иные внутригрупповые роли. При взаимодействии с конкретными людьми ему присущи определенные межличностные роли, а в беседе с самим собой он намечает исполнение различных индивидуальных ролей, которые затем пытается реализовать.