Введение. Нет сегодня в нашей стране человека, который бы не читал стихи Пушкина

Нет сегодня в нашей стране человека, который бы не читал стихи Пушкина. Становится реальностью самая сокровенная, обращённая в грядущее – мечта Пушкина о духовном богатстве, духовном единстве человечества:

«Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся».

И так же, как мы сегодня, наши потомки будут читать Пушкина, восторгаться его поэзией, олицетворяющей любовь к Родине, патриотизм, веру в светлое будущее каждого человека.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. На летние месяца, начиная с 1804 года, семейство Пушкиных выезжало в подмосковное село Захарово, принадлежавшее бабушке Александра Марии Алексеевне Ганнибал.

Когда Пушкину исполнилось двенадцать лет, он был принят в Царскосельский лицей, учебное заведение для сыновей родовитых дворян. Род Пушкиных был старинным русским дворянским родом. «Имя предков моих поминутно встречается в нашей истории», - писал А.С. Пушкин.

Почти шесть лет провёл Пушкин безвыездно в лицее. Здесь он приобрёл верных друзей, повстречал наставников, любовь и уважение к которым пронёс через всю жизнь.

В лицее Пушкин получил признание как поэт. Он начал сочинять стихи очень рано. Первое стихотворение Пушкина появилось в 1814 году в журнале «Вестник Европы».

Стихи Пушкина – лицеиста обратили на себя внимание лучших поэтов того времени. «Молодым чудотворцем» назвал Жуковский Пушкина.

Пушкин и декабристы

Пушкин внёс огромный вклад в развитие русского освободительного движения. Его творчество связано с эпохой 10-20 годов XIX века, эпохой, называемой декабристской.

Судьба подарила Пушкину встречи с замечательными людьми этой эпохи – писателями, поэтами, будущими декабристами.

В лицейские годы завязалась его дружба с Чадаевым, Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, Жуковским, Рылеевым и многими, многими передовыми людьми того времени.

Жуковский – поэт, друг и предшественник Пушкина. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», - писал Белинский. Пушкин очень высоко ценил творчество Жуковского, считая его одним из величайших русских поэтов.

О Чаадаеве – писателе-философе Пушкин писал: «Дружба с Чаадаевым заменила счастье».

Кюхельбекер, Дельвиг, Пущин – товарищи по лицею, будущие декабристы, самые близкие и верные друзья Пушкина.

Вильгельм Кюхельбекер отличался редкой начитанностью и вольнолюбием, был членом тайного Северного общества, принимал активное участие в восстании декабристов. Как и Пушкин выступал против царизма. Гражданской, революционной страстью проникнута вся его поэзия:

«Мы вместе помчимся туда,

Туда, где восходит свободы звезда!»

Одним из любимейших друзей Пушкина был Антон Дельвиг. Как и Пушкин, Дельвиг был близок к передовым деятелям декабристского движения. Дельвиг посвятил одно из своих стихотворений Пушкину в знак огромной любви и уважения:

«Пушкин! Он и в лесах не укроется;

Лира выдаст его громким пением…»

Ивана Пущина очень любил Пушкин. Он посвятил ему несколько стихотворений. Обращался к нему всегда трепетно: «Товарищ милый, друг прямой…»; «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

Будущий декабрист Кондратий Рылеев, один из руководителей Северного общества, возглавивший подготовку восстания декабристов, своим наставником в поэзии считал Пушкина. Вся его поэзии, агитационно-сатирическме песни проникнуты, как и у Пушкина, патриотизмом, высокими гражданскими идеалами:

«Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век..»

По окончанию лицея Пушкин был зачислен переводчиком в Коллегию иностранных дел и поселился в Петербурге у родителей, переехавших сюда в 1814 году. Пушкин пристально следил за отечественной и иностранной литературой, посещал кружки, объединившие передовую молодёжь, интересовался общественной и политической жизнью.

Пушкин был близок со многими передовыми дворянами, впоследствии ставшими участниками декабрьского движения. Поэт ненавидит самовластье. Это отвечает смелому духу времени, когда шёл процесс самосознания русского общества, пробуждения духовности, поиска цели и смысла жизни. Пушкин считал своим долгом пробуждение в современниках с помощью поэзий высоких стремлений, воспитание человека и гражданина, помня при этом о своей гражданской ответственности за каждое сказанное слово.

Вольнолюбивые произведения Пушкина, его острые антиправительственные эпиграммы распространялись среди революционно настроенной дворянской молодёжи.

Пушкин пишет ряд коротких сатирических стихотворений, направленных и против приближённых царя, и против него самого.

Когда эти короткие разящие стихи стали известны царю, он хотел сослать за них Пушкина в Соловки, на Север России, куда ссылались тяжкие преступники. На Пушкина обрушился тяжкий гнев. «Пушкина надобно сослать в Сибирь он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодёжь наизусть их читает» - сказал царь Николай I директору лицея об его бывшем питомце.

Только заступничество Жуковского, писателя – историка Карамзина и других влиятельных друзей и ценителей Пушкина, с мнением которых царь не мог не считаться, спасли поэта от ссылки в Сибирь.

Он был выслан под видом служебной командировки из Петербурга на юг России. Пушкин отлично понимал, что это за «командировка»:

«Всегда гоним теперь в изгнанье

Влачу закованные дни…»

Южная ссылка поэта длилась с 1820 по 1824 год. Он жил в Кишенёве и Одессе.

На юге Пушкин был близок к кругу дворянских революционеров – будущих декабристов, всецело разделял их взгляды.

В сентябре 1824 года по доносу графа Воронцова, под начальством которого Пушкин служил в Одессе, он был переведён как ссыльный в псковском имение своих родителей – село Михайловское. Годы Михайловской ссылки оказались для Пушкина годами исключительного творческого подъёма.

Тяжёлое положение крепостных крестьян, обездоленных, лишённых всяких человеческих прав, произвело на Пушкина гнетущее впечатление, которое он отразил в стихотворении «Деревня»:

«Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слёз, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца…»

В это же время Пушкин пишет и оду «Вольность».

В оде «Вольность», наполненной народной болью и гневом, гражданской страстью и призывным революционным пафосом, поэт выносит самодержавию бескомпромиссный приговор:

«Тираны мира! Трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

^ Восстанье, павшие рабы!

Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу…

Читают на твоём челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы

Упрёк ты богу на земле».,

Когда Пушкин находился в Михайловском, умер сославший его в ссылку царь Александр I. Новым царём стал его брат – Николай I. Положение народа не изменилось в лучшую сторону с приходом к власти царя Николая.

На себе Пушкин испытал всё: и ссылку, и гнёт цензуры, и клевету, и унижение, и шантаж, и доносы. Ничто не могло сломить волю поэта, чей голос был голосом народа, начинающего верить в будущее Росси, в то, что её темницы не вечны.

Дружба с лицеистами, встречи с замечательными людьми, великая эпопея Отечественной войны 1812 года, ссылки, тяжёлое положение народа, поиски смысла жизни нашли отражение в стихах Пушкина.

Творчество Пушкина было тесно связано с передовым движением своего времени – с движением декабристов.

Декабристы…Кто были эти люди, возглавившие в мрачную эпоху самодержавия против царизма и выступившие 14 декабря 1825 года с развёрнутыми боевыми знамёнами на Сенатской площади? Средний возраст декабристов составлял двадцать семь лет.

Сколько их было? Несколько десятков, может быть, сотен…Протестовало ничтожное меньшинство дворянского сословия, горсть отважных, сумевших подняться над интересами собственного класса. Декабристы открыто вступили в неравную борьбу с властью. Они нанесли удар твердыням деспотизма и крепостничества, открыли путь для последующих революционных выступлений.

Декабристы – те, кто в эпоху Пушкина олицетворил всё истинно прекрасное и революционное в русском народе, - становятся для поэта нравственным и духовным идеалом. Пушкин открыто и настойчиво тянется к ним. Более чем кто-либо декабристы вдохновляли и питали мятежную пушкинскую музу.

Без декабристов не было бы Пушкина. Говоря так, подразумеваем огромное взаимное влияние.

Многое удивительно и своеобразно в этом революционном движении. Молодые дворяне – декабристы – сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма – они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли расчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии.

Взаимоотношения Пушкина и декабристов

Связь Пушкина с декабристами шла по двум линиям. Прежде всего бросается в глаза его личная дружеская с ними связь. Пушкин был в переписке с вождём левого крыла Северного общества К.Ф. Рылеевым, знал одного из крупных идеологов декабризма – Николая Тургенева. В.К. Кюхельбекер, выступивший на Сенатской площади с оружием в руках, - также ближайший друг Пушкина. Его любимый «Кюхля», а яркий представитель демократической струи дворянского Северного общества и активный участник и организатор восстания 14 декабря – И.И. Пущин – его близкий друг. Пушкин очень любил Пущина. Мог часами обсуждать с ним обстановку в России, дворянстве и обездоленных крестьян.

Однажды ранним морозным утром Пущин навестил в Михайловском Пушкина.

«Кони влетели в отворенные ворота со звоном колокольчика, и сани засели в снегу нерасчищенного двора. Пушкин выбежал на крыльцо, поднял вверх руки для приветствия. Пущин в заснеженной шубе выскочил из саней, проваливаясь в снег, подбежал к другу, крепко обнял его и повел в комнату. День прошел в нескончаемых разговорах, чтении новых стихов». Это была их последняя встреча. Через несколько месяцев Пушкин так о ней напишет:

«Поэта дом опальный,

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил».

Прошли годы. Пущин участвовал в восстании декабристов и был осужден на каторгу. В самый день приезда в Читу он получил посвященные ему стихи друга. «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина»,— вспоминал он.

Тесные дружеские связи соединяли Пушкина и с группой заговорщиков Южного общества. Высокая оценка, данная Пушкиным главе Южного общества Пестелю («умный человек во всём смысле этого слова»), цитируется обычно всеми исследователями декабристов. В. Давыдов, С. Волконский, семья Раевских, Михаил Орлов, если ещё вспомнить идеолога и вождя Северного общества Никиту Муравьёва, выдающегося члена Северного общества Якушина, горевшего пылом цареубийства Якубовича, «первого декабриста» Владимира Раевского, решительного Лунина, - то можно без преувеличения сказать, что личное знакомство или дружба связывали Пушкина со значительной частью активных, а подчас и руководящих членов тайного общества декабристов. Теснейшим образом связаны с декабристами и отдельные этапы жизни Пушкина. Ещё в лицейский период мы видим среди товарищей Пушкина будущих декабристов (И. Пущин, В. Кюхельбекер, В. Вальховский). Прибывание Пушкина на юге связано с кружком южных заговорщиков, с «Каменкой тенистой» - имением Давыдовых – местом встреч южных декабристов.

Но все эти личные связи не столь важны, как самое творчество поэта и идеологическая роль этого творчества в движении декабристов.

Вольнодумные произведения А.С. Пушкина

Стихотворения Пушкина «Деревня», «Вольность», «Кинжал», послание «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы»), его эпиграмма на Аракчеева - были известны каждому декабристу. «Рукописных экземпляров вольнодумческих сочинений Пушкина и прочих столько по полкам, что это нас самих удивляло», - показывает следствию один из активнейших членов и вождей Южного общества – М.П. Бестужев-Рюмин, оказавшийся позже в числе пяти повешенных. «В бумагах каждого из действовавших, - пишет с упрёком Пушкину верноподданный поэт В.А. Жуковский,- находятся стихи твои». Не только декабристы, конечно, а все близко стоявшие к их идеологии группы, зачитывались сочинениями Пушкина. Ходячим мнением было то, что нет «сколько-нибудь грамотного прапорщика в армии», который не знал бы наизусть этих вольнодумных творений. Напоенные лозунгами эпохи, эти произведения в свою очередь являлись мощными организаторами революционной идеологии, мощными орудиями борьбы. Пушкин не был членом тайного общества декабристов, не участвовал ни в восстании 14 декабря на Сенатской площади, ни в восстании Черниговского полка. Но можно без преувеличения сказать, что революционные стихи Пушкина боролись в рядах восставших и были активными участниками внутренней жизни заговора. На долю Пушкина-поэта выпала значительная роль организатора системы революционных убеждений декабристов через воздействие художественных форм, и с этой точки зрения Пушкина можно назвать активным участником декабрьского восстания.

Восстание декабристов было первой главой буржуазной революции в России. Глава эта кончилась полной неудачей замыслов, трагическим разгромом восстания. Не могло, конечно, быть иначе при наличии сравнительно маленькой кучки заговорщиков-дворян, стремившихся заранее отстранить основную силу революции - восставшие массы. Но идеология этой первой главы имела два характернейших момента, объединявших её со всей позднейшей, почти столетней историей буржуазной революции в России. Этими моментами были: вопрос об уничтожении крепостничества и вопрос о ликвидации самодержавия. Оба вопроса были тесно связаны друг с другом: самодержавие было политическим сторожем крепостничества, диктатурой крепостников-дворян. Уничтожить крепостничество можно было только вместе с его сторожем – самодержавием. В революционном творчестве Пушкина оба эти вопроса нашли значительное отражение. Те жизненные впечатления, та идеологическая среда, которая содействовала воспитанию в товарищах Пушкина будущих декабристов, питала и самого Пушкина впечатлениями того же порядка. Чтение Вольтера, Руссо, Радищева, лекции Куницына, споры с товарищами – всё это постепенно сконцентрировалось около двух основных вопросов – как ликвидировать «рабство», крепостной строй, неравенство сословий и как ликвидировать «тирана». Позже необходимость ликвидации того и другого нашла выражение в художественных образах «Деревни», «Вольности» и других произведений. «Деревня» отвечала на первый вопрос. При взгляде на крепостные поля и нивы Пушкин замечал «везде невежество губительный позор». Он видел: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоила себе насильственной лозой и труд, и собственность, и временя земледельца. Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца». Стихотворение заканчивалось призывом к уничтожению крепостного права: «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый?..».

Эти строки звучали для декабристов и их друзей отнюдь не как возмущение только «излишествами» крепостного права. Это принималось как призыв к ликвидации крепостничества. Ода «Вольность», «Кинжал» и послание «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») отвечают на второй вопрос декабризма, на вопрос о самодержавии, о «тиране». «Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу; твою погибель, смерть детей жестокой радостию вижу» («Вольность»). «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!» («К Чаадаеву»).

Эти и подобные им строки совпадали не только с мнениями, но и с настроениями декабристов – пафос «Вольности», восторженная приподнятость чувств при мысли об успехи революции была обща им всем. Даже такой «холодный» декабрист, как Пестель, ярко отразил это настроение в своём показании следствию: «Я сделался в душе республиканец и ни в чём не видел большого благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении. Когда с прочими членами, разделяющими мой образ мысли, рассуждал я о сём предмете, то представляя себе живую картину всего счастья, коим бы Россия, по нашим понятиям, тогда пользовалась, входили мы в такое восхищение и, сказать можно, восторг, то я и прочие готовы были не только согласиться, но и предложить всё то, что способствовать могло бы полному введению и совершенному укреплению и утверждению сего порядка вещей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: