Расчет допускаемых напряжений изгиба ведется по формуле

(8)

Предел выносливости зубьев при изгибе зависит от термической и химико- термической обработки (табл.8.8 [1]). Например: для конструкционных сталей и ТО – улучшение или нормализация.

Минимальные значения коэффициента запаса прочности для цементованных колес - ; для остальных -

Коэффициент учитывает влияние двустороннего приложения нагрузки. При одностороннем приложении нагрузки . При реверсивном нагружении: - для нормализованных и улучшенных сталей; - для закаленных и цементованных; - для азотированных.

Коэффициент долговечности учитывает влияние ресурса:

, при условии , (9)

где и - для улучшенных зубчатых колес; и для закаленных и поверхностно-упрочненных зубьев. Число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, .

Назначенный ресурс вычисляют так же, как и при расчетах по контактным напряжениям.

В соответствии с кривой усталости напряжения не могут иметь значений меньших . Поэтому при > принимают .

Для длительно работающих быстроходных передач > и, следовательно, , что и учитывает первый знак неравенства в (9).

Второй знак неравенства ограничивает допускаемые напряжения по условию предотвращения пластической деформации или хрупкого разрушения зуба.

При переменном режиме нагрузки, по аналогии с формулой (6),

. (10)

При использовании типовых режимов нагружения

, (11)

где - коэффициент эквивалентности (табл. 1).

Коэффициент - учитывает влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями. Принимают при зубофрезеровании и шлифовании. Для полированной поверхности впадины (меньшие значения для цементованного и азотированного зуба, большие – для улучшенного и закаленного зуба).

Коэффициент учитывает способ получения заготовки колеса: для поковки и штамповки , для проката , для литых заготовок .

Максимальные допускаемые напряжения изгиба

Максимальные допускаемые напряжения изгиба, не вызывающие остаточных деформаций или хрупкого излома, определяют раздельно для колеса и шестерни:

, (12)

где - предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба; - предельное значение коэффициента долговечности; - коэффициент учета частоты приложения пиковой нагрузки (); = - коэффициент запаса прочности ( = , а = при и , а при ).

ё


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: