Материалы и методы

Журнал Вопросы психологии

Мильруд Р. П.: Зависимость зрительных иллюзий от уровня познавательного развития 97'1 с.114http://www.voppsy.ru/issues/1997/971/971114.htm

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАВИСИМОСТЬ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ ОТ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Р.П. МИЛЬРУД

Наличие зрительных иллюзий субъективных контуров рассматривается как структурирование зрительного поля, его анализ и разложение на главные и второстепенные детали, синтез из деталей субъективных контуров целостного изображения.

Оптические (зрительные) иллюзии бывают обусловлены иррадиацией возбуждения в сетчатке, переоценкой длины линий, контрастом изображений, целостным восприятием, интерференцией помех. При этом в механизме возникновения иллюзий взаимодействуют как периферические, так и центральные факторы [2], [5]—[8].

Особый интерес для исследования представляют оптические иллюзии как отражение особенностей центральных познавательных процессов. Именно в данном направлении об оптических иллюзиях известно пока еще недостаточно. Между тем исследование оптической иллюзии как познавательного акта важно для более тонкого изучения познавательных функций и их связи с высшими психическими функциями.

В основу нашего исследования было положено предположение о том, что если оптические иллюзии отражают особенности познавательных функций, то в них будут проявляться соответствующие индивидуальные различия испытуемых, отличающихся друг от друга особенностями и уровнем познавательной деятельности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для исследования были выбраны оптические иллюзии типа “иллюзии субъективных контуров”. Иллюзорный эффект заключается в том, что расположенные в зрительном поле фигурные изображения объединяются в некоторую целостную комбинацию и при этом между отдельными деталями как бы прочерчивается несуществующая в действительности линия, вызывая зрительный образ фигуры, например параллелограмма (рис. 1).

Испытуемым предлагались 12 карточек с изображениями разных иллюзорных контуров. Эксперимент (компьютеризованный вариант) проводился

в Тамбовском городском центре развития и социально-психологической адаптации детей. Экспериментальные карточки размещались в середине экрана на белом фоне. Давалась инструкция: “Посмотри внимательно на карточку. Какое изображение на ней ты видишь? Обведи края этого изображения указкой”. Движения указки испытуемого фиксировались экспериментатором в базе данных компьютера.

Эксперименты проводились с учащимися прогимназического класса Тамбовской классической гимназии, мальчиками и девочками в возрасте 6 — 7 лет. Количество испытуемых составило 60 человек. Для дополнительного сравнения была также отобрана группа из 10 учащихся в возрасте 7 лет Тамбовской муниципальной специальной общеобразовательной трудовой школы с диагнозом “олигофрения”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: