На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприятия в жизни растений?

ОТВЕТ: Пчелы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрестное опыление, что повышает урожайность гречихи. Человек получает двойную пользу: большой урожай гречихи и гречишный мед.


  1. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?


ОТВЕТ: Уничтожение хищных рыб приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними. Это приводит к уменьшению кормовой базы, распространению различных заболеваний, что приведет к массовой гибели рыб.


  1. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим методом будут уничтожены все растительноядные насекомые.


ОТВЕТ: Так как растительноядные насекомые в большинстве являются опылителями, их уничтожение приведет к резкому сокращению численности насекомоопыляемых растений. Это может привести к сокращению численности или исчезновению консументов 2-го порядка (насекомоядных). Химические вещества, попавшие в почву могут привести к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной микрофлоры и фауны. Все это может привести к серьезным нарушениям экологического равновесия и даже к гибели дубравы.


  1. Почему сов в экосистеме леса относят к консументам 2-го порядка, а мышей к консументам 1-го порядка?


ОТВЕТ: Мыши питаются растениями, а совы питаются мышами. Консументы 1-го порядка - это растительноядные, а консументы 2-го порядка питаются растительноядными животными.


  1. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.


ОТВЕТ: Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения. Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный лес. Под пологом светолюбивых деревьев развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие виды деревьев.


  1. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?


ОТВЕТ: Сеть питания образуется из многообразия взаимосвязанных цепей питания, значит, в основе ее разнообразия лежит разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов и разнообразие их пищи (широкая пищевая специализация).


  1. Каковы свойства биогеоценоза?


ОТВЕТ: Биогеоценоз – открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии. Биогеоценоз – часть биосферы. Она состоит из абиотической и биотической составляющей, характеризуется, продуктивностью, биомассой, плотностью популяций, его составляющих, разнообразием видов. Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты, консументы и редуценты, благодаря которым в нем происходит непрерывный круговорот веществ и превращения энергии.


  1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?


ОТВЕТ: В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность организмов; происходит непрерывный процесс круговорота веществ, регулируемый деятельностью организмов; биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.


  1. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?


ОТВЕТ: В наземно-воздушной среде больше кислорода, в ней могут произойти колебания температур в широких пределах, в ней меньшая плотность и больше освещенность


  1. Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается биомасса?


ОТВЕТ: Пищевая цепь включает в себя продуцентов, консументов и редуцентов. В каждом звене большая часть органического вещества (примерно 90%) расщепляется до неорганических веществ, и они выделяются в окружающую среду. Выделенная при этом энергия тратится на жизнедеятельность, превращается в тепловую энергию и рассеивается в окружающую среду. Таким образом, от звена к звену уменьшается биомасса. Эта закономерность называется правилом 10% или правилом экологической пирамиды.


  1. Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?


ОТВЕТ: Биоразнообразие – это основа разнообразных цепей и сетей питания в экосистемах биосферы. А разнообразие цепей и сетей питания – это основа сбалансированного круговорота веществ, сохранения целостности биосферы. Сбалансированный круговорот веществ является основой устойчивости, саморегуляции и сохранения биосферы.


  1. В.И.Вернадский писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Объясните, какие изменения произошли в литосфере благодаря жизнедеятельности живых организмов?


ОТВЕТ: Образование почвы, разрушение горных пород (например, лишайниками, которые выделяют органические кислоты), формирование ряда полезных ископаемых (например, каменного и бурого угля, железосодержащих руд, торфа, известняка и др.).


  1. Составьте пищевую цепь и определите консумента 2-го порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.


ОТВЕТ: Цветки яблони ----жук яблонный цветоед ---большая синица --- ястреб. Консумент 2-го порядка - большая синица.


  1. В чем проявляется взаимосвязь продуцентов и редуцентов, входящих в состав любой экосистемы?


ОТВЕТ: Продуценты создают органические вещества из неорганических, а редуценты используют органические остатки и минерализуют их, обеспечивая продуцентов минеральными веществами.


  1. Почему в нижних слоях атмосферы в настоящее время сокращается концентрация кислорода?


ОТВЕТ: Это происходит потому, что сокращается площадь растительного покрова Земли из-за вырубки лесов, происходит гибель фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения, увеличивается потребление кислорода при сгорании топлив (автотранспорта, промышленности и др.)


  1. Почему при анабиозе организма в условиях низких температур клетки тела обезвоживаются?


ОТВЕТ: При отрицательных температурах вода внутри клетки превращается в лед. Кристаллы льда повреждают клеточные структуры, что вызывает гибель организма.


  1. Объясните, почему прудовая лягушка, активна днем, а травяная - в сумерках и утром?


ОТВЕТ: Высыхание кожи опасно для лягушки. Прудовая лягушка постоянно находится около водоема, поэтому активна днем, а травяная - вдали от нее, и поэтому активна во влажные периоды суток - утром и вечером.


  1. Почему в холодных регионах чаще встречаются темноокрашенные рептилии, а в южных районах — светлоокрашенные?


ОТВЕТ: Рептилии холоднокровные и их активность зависит от температуры окружающей среды. Темная окраска лучше поглощает тепло, поэтому в холодных зонах рептилии темноокрашенные, на юге -светлоокрашенные.


  1. Какие факторы влияют на самоочищение водоема?


ОТВЕТ: Содержание кислорода (чем его больше, тем быстрее разлагается мертвая органика), скорость течения (чем быстрее течение, тем больше кислорода в воде), наличие животных, питающихся путем фильтрации воды (двустворчатые моллюски).


  1. Луга, произрастающие в лесной зоне и предоставленные сами себе быстро зарастают лесом. Однако в местах постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. Почему?


ОТВЕТ: В местах ведения сельского хозяйства почва вытаптывается, уплотняется, подрост деревьев уничтожается.


  1. Как можно использовать явления хищничества и паразитизма в сельском хозяйстве?


ОТВЕТ: Для защиты культурных растений от насекомых вредителей как метод биологической борьбы с ними.


  1. Почему вредители сосны чаще встречаются на больных деревьях и обходят стороной молодые и здоровые сосны?


ОТВЕТ: Молодые сосны выделяют много смолы, а скипидар, входящий в состав смолы отпугивает и убивает вредителей.


  1. В некоторых прудах для увеличения роста карпов разводят уток. Почему?


ОТВЕТ: Помет уток способствует росту водорослей и беспозвоночных, которыми питаются карпы.


  1. Почему в августе в хвойном лесу под деревьями можно увидеть много опавшей хвои, а в лиственном лесу прошлогодних опавших листьев почти нет? Как это отражается на плодородии почвы?


ОТВЕТ: Хвоя содержит много смолистых веществ, затрудняющих их разложение микроорганизмами. Кроме того, в хвойном лесу в условиях тени температура более низкая и скорость разложения низкая. Из-за медленного разложения и вымывания органических веществ почва в хвойном лесу содержит мало перегноя.


  1. В пищевые цепи природных биогеоценозов включены продуценты, консументы и редуценты. Какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии?


ОТВЕТ: Продуценты – производят органические вещества из неорганических в ходе фотосинтеза или хемосинтеза. В них заключена энергия, необходимая для жизнедеятельности остальных организмов. К ним относятся растения, сине-зеленые бактерии и хемосинтезирующие бактерии. Консументы – потребляют готовые органические вещества, но не доводят их до минерализации. Редуценты – в ходе жизнедеятельности превращают органические остатки до минеральных и замыкают круговорот веществ. Выделенную при этом энергию они используют для жизнедеятельности.


  1. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?


ОТВЕТ: Количеством видов, количеством звеньев в пищевых цепях и их сложным переплетением, саморегуляцией и самовозобновлением.


  1. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.


ОТВЕТ: Из-за отсутствия естественных регуляторов численности, сначала численность куриных увеличивается. Затем резко снижается из-за нехватки кормовых ресурсов и быстрого распространения болезней из-за большой плотности особей.


  1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. (2 балла)


ОТВЕТ: при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство; травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно


  1. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.


ОТВЕТ: 1) Численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений. 2) Резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания. 3) Часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, и приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.
4.6. Происхождение человека


  1. Почему людей разных рас относят к одному виду?


ОТВЕТ: Люди всех рас относятся к виду человек разумный, потому что имеют одинаковое количество и форму хромосом в соматических клетках, от межрасовых браков рождаются плодовитое потомство, они сходны по строению, жизнедеятельности, умственному развитию.


  1. В чем заключается биосоциальная природа человека?


ОТВЕТ: Человек является биологическим существом, потому что, как и все живые организмы, способно к обмену веществ, росту, развитию, размножению и т.д.. Но в то же время, он является социальным существом, так как он живет и развивается в обществе. Его становление как человека возможно только в процессе воспитания и обучения в обществе.


  1. Каковы биологические и социальные факторы антропогенеза?


ОТВЕТ: Биологические: естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, изоляция и дрейф генов. Социальные: общественный образ жизни и трудовая деятельность.


  1. Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?


ОТВЕТ: Выкармливает потомство молоком, кожа многослойная с различными железами, имеют роговые образования – волосы, зародыш развивается в матке, большие полушария покрыты корой мозга, сложное поведение, забота о потомстве и др.


  1. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?


ОТВЕТ: признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены не проявляются в фенотипе; в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.
4.7. Эволюция органического мира


  1. Какое явление называют микроэволюцией?


ОТВЕТ: Процесс образования новых подвидов и видов.


  1. Какое явление называют макроэволюцией?


ОТВЕТ: Процесс образования надвидовых систематических групп.


  1. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления.


ОТВЕТ: Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает признаки защищенного организма называется мимикрия. Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным. Но эта защита не дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу, могут ее съесть.


  1. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?


ОТВЕТ: Кроссинговер – перекрест гомологичных хромосом в мейозе, приводит к разнообразию гамет и, как следствие, генетическому разнообразию потомства. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность действия естественного отбора и возникновения большего разнообразия приспособлений к условиям окружающей среды.


  1. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?


ОТВЕТ: Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной. В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору. Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.


  1. Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька – тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений.


ОТВЕТ: Морской конек зависает среди водорослей и становится незаметным для хищников. Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами называется маскировка. Но такое сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при движении рыбы, или на открытом пространстве рыбки становятся заметными для хищников. В этом заключается относительный характер приспособленности.


  1. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.


ОТВЕТ: Подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная окраска и форма – это маскировка. Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц. Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.


  1. Назовите ароморфозы, которые позволили древним земноводным освоить сушу?


ОТВЕТ: Появление легочного дыхания(позволяет усваивать атмосферный кислород), конечностей (для передвижения на суше), трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения (усиливает обмен веществ).


  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши?


ОТВЕТ: Переход только на легочное дыхание (появление ячеистых легких); появление сухой ороговевшей кожи без желез (защита от высыхания); внутреннее оплодотворение, возникновение зародышевых и яйцевых оболочек.


  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция птиц?


ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, двойное дыхание, развитие больших полушарий и др.


  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция млекопитающих?


ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, появление коры больших полушарий, выкармливание детенышей молоком, живорождение, появление многослойной кожи, богатой железами


  1. Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?


ОТВЕТ: Дало возможность использовать в пищу разные корма, а это способствовало ослаблению конкуренции. В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование новых видов.


  1. Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?


ОТВЕТ: Большая численность способствует расширению ареала, увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания, увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.


  1. Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции?


ОТВЕТ: Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов, переходные формы (например, археоптерикса), филогенетические ряды (например, лошади).


  1. Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.


ОТВЕТ: Индустриальный меланизм - это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными. Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек – загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам. Это появление движущей формы естественного отбора.


  1. Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению?


ОТВЕТ: Половое размножение увеличивает разнообразие потомства, что ускоряет естественный отбор- главную направляющую силу эволюции.


  1. Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?


ОТВЕТ: В популяции насекомых –вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам. Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается. Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.


  1. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.


ОТВЕТ: Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия. Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам. Особи, незащищенного вида, имеющие сходство с особями защищенного вида, получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и распространяются в популяции.


  1. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.


ОТВЕТ: Тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дна; способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи. Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.


  1. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.


ОТВЕТ: В популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда; происходит миграция особей и обмен генами; происходит борьба за существование и естественный отбор


    1. Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни?


ОТВЕТ: Нуклеиновые кислоты.


    1. Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?


ОТВЕТ: Сгусток органических веществ.


    1. В основе какой теории лежит представление о возникновении жизни на Земле химическим путем?


ОТВЕТ: Теории абиогенного синтеза.


    1. Почему первые живые организмы были гетеротрофами?


ОТВЕТ: В первичном океане было много органических веществ, и отсутствовали автотрофы.


    1. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического обмена, чем дыхание?


ОТВЕТ: Брожение осуществляется без участия кислорода, которого не было в атмосфере.
4.8. Основы генетики


  1. Почему генетикам необходимо знать гетерозиготность генотипов в популяциях человека?


ОТВЕТ: Для выявления наследственных заболеваний.


  1. Каковы причины сцепленного наследования генов?


ОТВЕТ: Расположение генов в одной хромосоме.


  1. Почему соматические мутации не передаютсяпо наследству при половом размножении?


ОТВЕТ: Возникают в клетках тела и исчезают со смертью организма.


  1. Какова причина рождения детей с синдромом Дауна?


ОТВЕТ: Геномная мутация, т.е. наличие лишней хромосомы в 21-ой паре.


  1. Что представляет собой гибридологический метод изучения наследственности?


ОТВЕТ: Подбор и скрещивание родительских форм, отличающихся рядом признаков и анализ наследования признаков потомством.


  1. С помощью какого метода можно выявить болезнь Дауна?


ОТВЕТ: Цитогенетического (изучив и посчитав количество хромосом под микроскопом).


  1. С какими структурами связана цитоплазматическая наследственность листьев томата?


ОТВЕТ: С хлоропластами и митохондриями, так как в них есть свои молекулы ДНК, свои гены.


  1. Почему в фенотипе мух дрозофил длинные крылья встречаются чаще у серых особей?


ОТВЕТ: Гены «длинных крыльев» и «серого тела» расположены в одной хромосоме и поэтому наследуются сцеплено, т.е. вместе.


  1. Что представляет собой генофонд?


ОТВЕТ: Совокупность генов всех особей популяции и вида.


  1. Какова сущность гипотезы чистоты гамет?


ОТВЕТ: В гетерозиготных особях разные аллели не «смешиваются», сохраняют свои свойства, сохраняются в «чистоте», и в гаметы отходит только один из аллелей.


  1. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с полом.


ОТВЕТ: генотипы родителей ХН ХН и ХhУ; генотипы потомства - ХН Хh и ХН У; дочери – носительницы гена гемофилии, а сыновья – здоровы.


  1. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные (доминантный ген), трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы потомства.


ОТВЕТ: Так как в потомстве наблюдается расщепление 1:1, значит отец имеет генотип аа, а мать – Аа. Гаметы отца – а, гаметы матери – А, а. Генотипы детей Аа (с длинными ресницами), аа (с короткими ресницами).


  1. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? (нормальное зрение - доминантный признак)


ОТВЕТ: Так как слепой щенок родился от скрещивания двух зрячих собак, значит, оба родителя имели рецессивный ген слепоты, т.е. вероятность равна 100%.


  1. При неоднократном скрещивании серого кролика с гетерозиготной серой самкой, все их потомство было серым. Какой можно сделать вывод по этим результатам?


ОТВЕТ: Отсутствие расщепления в потомстве говорит, что самец был гомозиготным и серая окраска является доминантным.


  1. Какое потомство получится при скрещивании гомозиготной комолой (безрогой) коровы с рогатым быком, если ген комолости доминирует? Какие законы наследственности подтверждаются при этом?


ОТВЕТ: А – комолость, а - рогатость;

Р АА Х аа

Ком. Рог.
ГАМЕТЫ (G) А а

F1 Аа

комолые

ОТВЕТ: Все потомство будет комолой. Закон доминирования или единообразия, правило чистоты гамет.


  1. От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка.


Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей и какова вероятность рождения кареглазых детей?

ОТВЕТ: Потомство всегда получает от родителей только один ген из аллелей. Так как родилась голубоглазая девочка, значит, она один ген голубоглазости получила от матери, т.е. она была гетерозиготной по этому признаку и ее генотип - Аа. Генотип голубоглазого отца – аа (рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии)

Р Аа Х аа

Кар. Гол.
Г АМЕТЫ (G) А, а а

F1

Аа аа

Кар. Гол.

1: 1

ОТВЕТ: Аа и аа; вероятность рождения кареглазых детей – 50%


  1. У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные нерыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?


ОТВЕТ: Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос. Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребенка (25%). Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все нерыжие или все рыжие.


  1. Черная окраска меха у норок доминирует над голубой. Как доказать чистопородность двух черных норок, приобретенных звероводческой фермой?


ОТВЕТ: Черная окраска может быть и у гетерозиготных, и у гомозиготных особей. Но чистопородные особи гомозиготны и не дают расщепления в потомстве. Чтобы узнать генотипы купленных норок, нужно их скрестить с голубыми норками. Если в потомстве появились голубые норки, значит, норка была не чистопородная, т. е. гетерозиготная (Аа); если расщепления нет - гомозиготная (АА).


  1. Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).


ОТВЕТ: Так как у их ребенка проявились рецессивные гены по обоим признакам, он получил от каждого родителя по одному из них, т.е. мама была гетерозиготной по двум признакам и ее генотип: АаВв.


  1. Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?


ОТВЕТ: Так как родители дигетерозиготны, они имеют генотип АаВв, а при таком скрещивании, в потомстве проявляется расщепление по фенотипу – 9:3:3:1.


  1. Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (в) ребенка от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом ааВв и кареглазой светловолосой матери с генотипом Аавв?

ОТВЕТ: Р Аавв Х ааВв

К.с. Г. т.

ГАМЕТЫ (G) Ав, ав аВ, ав
АаВв Аавв ааВв аавв

К.т. к.с г.т. г.с.

1: 1: 1: 1

ОТВЕТ: 25%.


  1. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.


ОТВЕТ:

1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ,


желтые грушевидные плоды – ааbb

2) генотипы F1: красные шаровидные АаВb

3) соотношение фенотипов F2:

9 – красные шаровидные


3 – красные грушевидные
3 – желтые шаровидные
1 – желтые грушевидные


  1. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого кареглазые, женился на кареглазой женщине, мать которой голубоглазая, а отец – кареглазый. От брака родился голубоглазый сын. Составить родословную и указать генотипы всех родственников.


ОТВЕТ: 1) Вначале составляем схему родословной и подписываем фенотипы.

2) Затем, записываем генотипы лиц, имеющих рецессивный признак, т.е.гомозиготных по этому гену.

3) Эти лица передают (родители) или получают (дети) по одному рецессивному гену, поэтому эти гены записываем в генотипе детей или родителей.

4) У лиц, имеющих доминантный признак, записываем в генотипе вначале один доминантный ген. А по схеме выяснится их гомозиготность или гетерозиготность

.


  1. Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отца – четвертая?


РЕШЕНИЕ: Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая – АВ. Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.

Р ОО Х АВ

G О А и В

F 1

АО ВО

2 группа 3 группа

ОТВЕТ: Дети будут иметь 2 и 3 группы крови.


  1. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB рыжая – Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Решение:


Р ХB ХB х Хb У

G ХB У Хb

F1 ХВ У ХB Хb

ОТВЕТ: генотип черной кошки ХB ХB, генотип рыжего кота - Хb У, генотипы котят: черепахового - ХB Хb

Черного – ХВ У, пол котят: черепаховая – самка, черный - самец.


  1. Двух черных самок мыши скрещивали с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая – 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков, ответ поясните.


ОТВЕТ: Так как в потомстве второй черной самки не было расщепления, все потомство было черным, значит, что черная окраска доминирует и генотип самца – аа, генотип второй самки – АА. В потомстве первой самки наблюдается расщепление 1:1, значит, генотип первой самки - Аа. Генотипы потомства от первой самки – Аа (20 черных) и аа (17 коричневых), генотип потомства от второй самки – Аа (единообразие – 33 черных).


  1. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х- хромосомах. Определите генотипы родителей, сына дальтоника и вероятность рождения детей, носителей гена дальтонизма.


ОТВЕТ: Генотипы родителей: мать –ХDХd, отец ХDУ; генотип сына – дальтоника -Хd У; вероятность рождения носителей гена дальтонизма (ХDХd) – 25%.


  1. Докажите, что генотип является целостной системой.


ОТВЕТ: Генотип является целостной системой, потому что между аллельными и неаллельными генами существуют взаимодействия (доминирование, кодоминирование, комплементарность и др.), один ген может влиять на развитие нескольких признаков, несколько генов могут влиять на развитие одного признака.


  1. У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.


ОТВЕТ: генотипы родителей: матери - ХН Хh , отца - ХHУ; генотип сына - Хh У; вероятность появления больных детей – 25% (сыновья), 25% сыновей – здоровы, дочери – здоровы (ХН ХH , ХН Хh ), но половина дочерей - носительницы гена гемофилии

Н Хh ).


  1. Какова сущность хромосомной теории наследственности Т.Моргана?


ОТВЕТ: Гены расположены в хромосоме линейно. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, и поэтому они наследуются вместе. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом. Нарушение сцепления генов происходит в процессе кроссинговера, частота которого зависит от расстояния между генами – чем больше расстояние между генами, тем больше частота кроссинговера.


  1. Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.


ОТВЕТ: Генотипы родителей: матери – ХdХd, отца ХDУ; генотипы потомства: все дочери являются носительницами гена дальтонизма - ХDХd, все сыновья – дальтоники - Хd У; соотношение больных и здоровых детей – 1:1 или 50%:50%.


  1. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.


ОТВЕТ: Появление промежуточного признака в потомстве показывает на неполное доминирование признака. Генотипы родительских растений (Р): АА и аа. Гаметы: А и а. Генотипы первого поколения: Аа.


  1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.


ОТВЕТ: 1) Признак доминантный, так как передается всегда потомству, не сцеплен с полом, так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. 2) генотипы детей в F1 женщины – аа и Аа

Мужчины – аа и Аа. Генотипы потомков F2 мужчина – Аа. Генотипы родителей: женщина: аа, мужчина Аа.


  1. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.


ОТВЕТ: генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в F1:
пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB: 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.


  1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.


ОТВЕТ: 1) признак рецессивный;

2) генотипы родителей: мать - аа, отец - АА или Аа;

3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы - Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).


  1. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?


ОТВЕТ: Генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами, Аа – без малых коренных зубов; генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами; вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.


  1. Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.


ОТВЕТ: В основе комбинативной изменчивости лежат следующие процессы:


  1. кроссинговер приводит к изменению сочетания генов в гомологичных хромосомах;

  2. мейоз, в результате которого происходит независимое расхождение хромосом в гаметы;

  3. случайное сочетание гамет при оплодотворении.

  1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.


ОТВЕТ:


  1. признак доминантный, не сцеплен с полом;

  2. генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;

  3. генотипы детей 2 поколения: дочь Аа
1 2 Условные обозначения мужчина женщина брак Дети одного брака – проявление исследуемого признака

  1. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родите­лей и потомков F(1, 2, 3, 4, 5).


ОТВЕТ: 1) признак рецессивный, не сцеплен с полом (так как передается и дочерям и сыновьям); 2) генотипы родителей: Аа х Аа; 3) генотипы потомков в F1: 1,2- Аа; 3 – АА или Аа; 4, 5 - аа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: