В ходе конструктивной деятельности у детей формируются представления о предметах, их свойствах и качествах. Дети знакомятся с системами геометрических форм и тел, пространственных отношений и спектральных цветов. Таким образом, они усваивают сенсорные эталоны и учатся применять их на практике. Это развивает стереометрические представления, необходимые для усвоения геометрии в школе. По данным Парамоновой и Н.Н. Поддьякова, у детей формируются обобщенные представления............
Следует отметить, что многие свойства предметов дошкольники узнают только в процессе конструктивной деятельности. Так, под руководством педагога они усваивают знания о том, что устойчивость постройки зависит от определенного положения составляющих ее деталей, различное их сочетание влияет на прочность сооружения, а форма деталей обуславливает их конструктивные свойства.
В процессе познания свойств и качеств предметов ребенку необходимо уметь целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, расчленять их на части, сравнивать, видеть общее и различное, делать заключения и обобщения, устанавливать закономерности. Таким образом совершенствуются мыслительные процессы, развиваются умственные способности и психические процессы. Постепенно действия детей становятся осознанными. На этой основе формируется обобщенный способ конструирования, который позволяет ребенку легко ориентироваться в изменяющихся условиях, находить новые варианты в сооружении знакомых построек. Тем самым повышается самостоятельность детей в конструировании. Они сами могут представить объект, внимательно изучить его, определить способ и последовательность действий и, тем самым решить новую, более сложную задачу - создать постройку на основе представлений или по заданной теме.
Строительные игры способствуют развитию речи детей: они усваивают новые термины и понятия, которые в других видах деятельности почти не употребляются. Это придает речи определенную точность и, в некоторой степени, техническую грамотность. В процессе конструирования дети обсуждают свои замыслы, объясняют действия, отстаивают мнение, договариваются о совместной работе. Развивается диалогическая речь, что способствует повышению уровня общения.
Процесс строительства и игровые роли (строителя, прораба, архитектора) позволяют формировать культуру деятельности: создавать и поддерживать порядок в процессе работы, целесообразно подбирать детали, и рационально располагать их на рабочем месте, выполнять действия в определенной последовательности, согласовывать их с другими детьми.
При сооружении построек дети знакомятся с архитектурными памятниками, постройками своего города, конструктивными функциями и типами сооружений разных эпох. Таким образом они приобретают исторические и краеведческие сведения, знакомятся с произведениями зодчества.
Конструктивная деятельность позволяет развивать у детей разнообразные чувства: эмоционального удовольствия от полученного результата, радость от осознания собственного достоинства
Использование построек в практической деятельности побуждает детей решать конструктивные задачи с учетом назначения материала, его свойств, Для этого необходимы знания, которые помогут рассчитать размер постройки, выбрать необходимые игрушки по размеру и количеству.