Высшее руководство | Партийная элита | Парламентская элита | Правительство | Региональная элита | Бизнес-элита | В целом | |
Брежневская когорта | 6,0 | 51,3 | нет | 11,4 | |||
Горбачевская когорта | 8,5 | 28,8 | 40,6 | нет инфор. | нет | 19,5 | |
Ельцинская когорта | 25,0 | 42,8 | 39,8 | 25,7 | 17,7 | 59,0 | 35,0 |
Падение доли технократов в 90-е годы сопровождалось ростом доли гуманитариев и особенно тех, кто получил высшее экономическое или юридическое образование (см. табл. 7).
При Брежневе практически невозможно было войти в элиту, минуя номенклатурную лестницу или перескакивая через ступени иерархии.
В постперестроечный период неноменклатурный путь наверх открылся практически для всех субэлитных групп (см. табл. 8). Половина всех лидеров партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов, четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где лишь 17% свободны от номенклатурного прошлого.
|
|
Таблица 9
Рекрутация в элиту с советско-административной работы (процент к численности рекрутированных из старой номенклатуры в каждой группе по столбцу)
Высшее руководство | Партийная элита | Парламентская элита | Правительство | Региональная элита | Бизнес-элита | В целом | |
Брежневская когорта | 15,4 | 16,7 | 10,0 | 8,8 | 15,9 | нет | 13,4 |
Горбачевская когорта | 28,6 | 15,6 | 35,9 | нет инфор. | 37,5 | нет | 27,2 |
Ельцинская когорта | 47,7 | - | 27,2 | 20,0 | 64,7 | - | 39,9 |
Среди тех представителей ельцинской когорты, кто имел номенклатурное прошлое, пребывание в номенклатуре составляет в среднем 11,5 лет (для членов правительства – в среднем 10 лет, высшего руководства администрации Президента – в среднем 10 лет, для региональной элиты – 4,5 лет).
Основой группы «старых номенклатурщиков» являются работники административно-советских аппаратов. Начало этой тенденции было положено политикой Горбачева и возрожденным им лозунгом «Вся власть Советам!». Власть, действительно, переходила от партийных структур к советским (см. табл. 9). Особенно эта тенденция проявилась на региональном уровне, где весьма часто в местном истэблишменте происходила следующая цепочка перестановок (или переименований): первый секретарь ОК КПСС – председатель местного Совета (или Исполкома) – глава администрации.
Таблица 10