МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТА
Тема. Регуляция активности ферментов
Цель занятия
В результате лабораторно-практического занятия будет достигнут уровень компетенций ОК-1, ПК-3, ПК-9
Студент должен знать:
- правила техники безопасности и работы в биохимических лабораториях
· модификаторы активности ферментов
· типы ингибирования ферментов
· применение ингибиторов ферментов в качестве лекарственных препаратов
· виды регуляции активности ферментов
· применение ферментов в медицине
Студент должен уметь:
- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для подготовки к занятию
- пользоваться лабораторным оборудованием
- определять вид специфичности ферментов
- определять тип ингибирования фермента
- приводить примеры веществ – ингибиторов ферментов
- определять вид регуляции активности фермента
- приводить примеры веществ и процессов, увеличивающих активность ферментов
- устанавливать путем кинетических исследований модифицирующее влияние различных соединений на активность фермента.
Студент должен владеть:
|
|
- базовыми технологиями биохимических исследований, преобразования информации различной сложности
- медико-биологическим понятийным аппаратом, современной биохимической терминологией
- основными навыками обращения с лабораторным оборудованием.
Интеграция темы.
Тема дисциплины и внутридисциплинарные связи
№ п/п | Внутридисциплинарные связи | Наименование темы |
Регуляция активности ферментов. Специфичность действия ферментов | ||
Строение и функции белков и аминокислот | + | |
Витамины | + | |
Ферменты | ||
Структура и функции липидов | + | |
Биологические мембраны. Строение и функции. Транспорт веществ через мембрану | + | |
Передача сигнала в клетку | + | |
Введение в обмен веществ. Биологическое окисление | + | |
Обмен углеводов | + | |
Обмен липидов | + | |
Обмен белков и аминокислот | + | |
Обмен нуклеотидов | + | |
Матричные биосинтезы | + | |
Обмен хромопротеинов | + | |
Биохимия крови и мочи | + | |
Гормоны. Гормональная регуляция метаболических процессов | + | |
Метаболические процессы в соединительной ткани | + | |
Нервная и мышечная ткань | + |
Тема дисциплины и междисциплинарные связи
№ п/п | Междисциплинарные связи | Наименование темы |
Ферменты. Регуляция активности ферментов | ||
Нормальная физиология | + | |
Патологическая физиология | + | |
Патологическая анатомия | + | |
Фармакология | + | |
Микробиология и вирусология | + | |
Иммунология | + | |
Клинические дисциплины | + | |
Профессиональные дисциплины | + |
Время занятия – 90минут
|
|
Оснащение занятия:
Реактивы: крахмал, 0,5%-ный раствор; свежеприготовленный раствор иода в иодиде калия; хлорид натрия, 1%-ный раствор; сульфат меди(II), 1%-ный раствор; фенилтиомочевина, 0,02%-ный раствор; малоновая кислота, 1%-ный раствор; нейтрализованный NaOH; сукцинат натрия, 1%-ный раствор; вазелиновое масло; пероксид водорода, 3%-ный раствор; пероксид водорода, 1%-ный раствор; серная кислота 10-ный раствор; перманганат калия 0,05н. раствор; азид натрия 1%-ный раствор.
Оборудование: штатив с пробирками; колбы, емкостью 50-100 мл водяная баня; лабораторный термометр; пипетка Мора; пипетки вместимостью 1мл, 5мл; микропипетка вместимостью 0,02 мл; глазные пипетки; часы.
Материал. Разбавленная слюна. Для её получения промывают рот водой от остатков пищи. Набирают в рот порцию дистиллированной воды около 20 мл и держат ее примерно 2 мин, смешивая языком со слюной. Жидкость со слюной выпускают в стаканчик и профильтровывают через вату в пробирку. Фильтрат разводят водой в 10 раз.
Мышечная кашица, полученная после забоя животного. Цельная кровь, разведённая водой в 10 раз, 1000раз.
Место проведения – биохимическая лаборатория.
Вопросы для самоподготовки:
- Ингибиторы ферментов: обратимые (конкурентные и неконкурентные) и необратимые (специфические и неспецифические) ингибиторы. Бесконкурентные ингибиторы. Примеры.
- Механизмы действия ингибиторов.
- Использование ингибиторов в качестве лекарственных препаратов.
- Регуляция активности ферментов: фосфорилирование-дефосфорилирование, частичный протеолиз, ассоциация-диссоциация протомеров, аллостерическая регуляция.
- Специфичность действия ферментов (абсолютная, групповая, стереохимическая, специфичность путей превращения).
План самостоятельной работы студентов.
Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время, мин |
1. Собеседование. | Определение темы и цели занятия, обоснование актуальности. | Раскрыть практическую значимость в подготовке врача | |
2. Самостоятельная экспериментальная работа. | Выполнение лабораторных работ: 1) Активаторы и ингибиторы α-амилазы слюны 2) Действие конкурентных ингибиторов на сукцинатдегидрогеназу мышечной ткани 3) Неконкурентное ингибирование каталазы крови 4) Специфичность действия амилазы и сахараза | Приобретение навыков исследования ферментов | |
3. Оформление результатов лабораторной работы и выводы по результатам работы. | Оформление протокола лабораторной работы согласно описанию лабораторных работ, выполняемых на занятии. | Формирование у студентов умения объяснять результаты экспериментальных данных с использованием теоретических знаний, обобщать полученные результаты, делать выводы. | |
4. Отчет – защита протокола лабораторной работы. | Студент отвечает на вопросы преподавателя по проделанной работе и на несколько теоретических вопросов по изучаемой теме. | Выявление степени усвоения изучаемой темы. | |
5. Заключение. | Подведение итогов занятия и получение домашнего задания. Преподаватель ориентирует студентов на самостоятельную работу дома к следующему занятию. | Повышение эффективности самостоятельной внеаудиторной подготовки. |