Нейропсихология как наука является составной частью медицины (клинической неврологии, нейрохирургии), клинической психологии. Предметом нейропсихологии является изучение соотношения топической локализации различных мозговых функциональных систем с представлениями о структурно-системной организации высших психических функций (А.Р. Лурия, 1973; Л.С. Выготский, 1982; Е.Д. Хомская, 1987). Успехи фундаментальной и экспериментальной нейропсихологии нашли свое отражение в многочисленных методиках нейропсихологической диагностики (А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая; И.Ф. Марковская; Л.И. Вассер-ман с соавт.; Л.С. Цветкова; Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов, Л.И. Московичюте и др.) Последняя методика предназначена для детских неврологов и педагогов-дефектологов в модифицированном варианте (И.А. Скворцов, Г.А. Адашинская, И.В. Нефедова).
Основная задача нейропсихологического обследования — выявить психофизиологические механизмы и причины нарушений процессов развития и социальной адаптации ребенка. Кроме того, неиропсихологическая диагностика позволяет определить зону поражения коры больших полушарий — топический диагноз, вычленить и провести анализ сохранных высших психических функции, получить общую клинико-психологическую картину наруше-ии психической деятельности ребенка, разработать рекомендации о проведению адекватной коррекционно-восстановительной ра-оты совместно специалистов и родителей.
|
|
Обследование включает пробы и тесты для исследования высших психических функций: гнозиса, праксиса, речи, памяти и мышления. В специальных таблицах представлены описание проб и возможных неправильных ответов, нейропсихологическая трактовка нарушений и связь с дисфункцией определенных мозговых структур, рекомендации для специалистов и родителей по психокоррекции в форме коррекционно-развивающих игр и специальных упражнений.
Стереогноз исследуется с помощью ощупывания предметов и их узнавания с закрытыми глазами; зрительный гнозис — при узнавании различных изображений, в том числе и недорисованных, заштрихованных, выделении фигуры из фона и т. п. Кинестетическая основа движений исследуется с помощью различных положений пальцев рук; пространственный праксис — при воспроизведении определенного положения руки по отношению к различным частям тела. Исследование динамического праксиса включает пробы на смену положения кисти, рисование заданного узора правой рукой. Слухо-моторная координация исследуется по воспроизведению ритмов. Исследование речи включает показ называемых предметов на картинках, повторение звуков, слогов, слов и фраз. Пробы на слухо-речевую память включают повторение слов в заданном порядке, пересказ короткого текста. Развитие интеллекта оценивается с помощью рисунков, задач, диагностических проб на чтение, письмо, счет.