Нейропсихологическое обследование

Нейропсихология как наука является составной частью ме­дицины (клинической неврологии, нейрохирургии), клинической психологии. Предметом нейропсихологии является изучение со­отношения топической локализации различных мозговых функ­циональных систем с представлениями о структурно-системной организации высших психических функций (А.Р. Лурия, 1973; Л.С. Выготский, 1982; Е.Д. Хомская, 1987). Успехи фундаменталь­ной и экспериментальной нейропсихологии нашли свое отражение в многочисленных методиках нейропсихологической диагности­ки (А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая; И.Ф. Марковская; Л.И. Вассер-ман с соавт.; Л.С. Цветкова; Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов, Л.И. Московичюте и др.) Последняя методика предназначена для детских неврологов и педагогов-дефектологов в модифицирован­ном варианте (И.А. Скворцов, Г.А. Адашинская, И.В. Нефедова).

Основная задача нейропсихологического обследования — вы­явить психофизиологические механизмы и причины нарушений процессов развития и социальной адаптации ребенка. Кроме того, неиропсихологическая диагностика позволяет определить зону поражения коры больших полушарий — топический диагноз, вы­членить и провести анализ сохранных высших психических функ­ции, получить общую клинико-психологическую картину наруше-ии психической деятельности ребенка, разработать рекомендации о проведению адекватной коррекционно-восстановительной ра-оты совместно специалистов и родителей.


Обследование включает пробы и тесты для исследования выс­ших психических функций: гнозиса, праксиса, речи, памяти и мышления. В специальных таблицах представлены описание проб и возможных неправильных ответов, нейропсихологическая трак­товка нарушений и связь с дисфункцией определенных мозговых структур, рекомендации для специалистов и родителей по психо­коррекции в форме коррекционно-развивающих игр и специаль­ных упражнений.

Стереогноз исследуется с помощью ощупывания предметов и их узнавания с закрытыми глазами; зрительный гнозис — при уз­навании различных изображений, в том числе и недорисованных, заштрихованных, выделении фигуры из фона и т. п. Кинестетиче­ская основа движений исследуется с помощью различных положе­ний пальцев рук; пространственный праксис — при воспроизведе­нии определенного положения руки по отношению к различным частям тела. Исследование динамического праксиса включает пробы на смену положения кисти, рисование заданного узора пра­вой рукой. Слухо-моторная координация исследуется по воспро­изведению ритмов. Исследование речи включает показ называе­мых предметов на картинках, повторение звуков, слогов, слов и фраз. Пробы на слухо-речевую память включают повторение слов в заданном порядке, пересказ короткого текста. Развитие интел­лекта оценивается с помощью рисунков, задач, диагностических проб на чтение, письмо, счет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: