Введение. Государственное образовательное учреждение

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)

С.Г. Шагинян, Е.В. Дьякова

МАКРОЭКОНОМИКА

Учебно-методическое пособие

к выполнению контрольной работы

для студентов по направлению подготовки

080100 «Экономика» (квалификация «бакалавр»)

заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2012

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Макроэкономика» является одним из основных элементов системы гуманитарного и социально-экономического образования. Изучение макроэкономики направлено, прежде всего, на развитие экономического образа мышления.

Выполнение контрольной работы по макроэкономике является одной из важных форм самостоятельной работы студентов при изучении курса и выступает средством контроля выполнения учебного плана и усвоения учебного материала в объеме, установленном программой. Студенты должны подготовить одну контрольную работу к зимней сессии.

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и 10 тестовых заданий. Все задания необходимо выбирать в соответствии с последней цифрой шифра. В процессе выполнения контрольной работы студенты должны дать достаточно развернутые ответы на поставленные теоретические вопросы, а ответы на тестовые задания должны быть представлены в следующей форме: студент переписывает полностью тестовое задание и отмечает какой ответ является верным и почему. При этом студент должен понимать, что, излагая теоретический материал, необходимо увязывать его с современным фактическим и статистическим материалом.

Объем работы должен составлять примерно 15 стр. печатного текста или 20 листов ученической тетради. Шрифт 14, интервал 1,5, поля 2 см, выравнивание по ширине. Текст работы должен быть отредактирован, страницы пронумерованы. Введение и заключение не нужны. Список литературы должен содержать не менее 15 источников.

Если вопросы раскрыты недостаточно полно или неверно, работа возвращается студенту для частичной или полной переработки.

При представлении работы на новое рецензирование обязательно прилагается предыдущий вариант выполненной работы. В противном случае работа повторно не рецензируется и возвращается студенту. Если при повторном рецензировании будет установлено, что студент не учел указаний (исправлений) преподавателя, работа не зачитывается.

В работе должен быть использован творческий подход к переработке учебно-методической литературы по данным вопросам. Если при рецензировании будет выяснено, что работа выполнена студентом не творчески, то она также не зачитывается.

Для выполнения контрольной работы студент помимо литературы, предлагаемой в данных методических указаниях, может использовать и дополнительную литературу.

Студенты должны выполнить контрольную работу согласно учебному плану и сдать на проверку по мере подготовки до начала экзаменационной сессии.

Теоретические вопросы

1. Объясните суть понятия валового национального продукта (ВНЦ) и чистого национального продукта как основных показателей национального производства. В чем отличие валового внутреннего продукта от ВНЦ? Покажите различие между конечным и промежуточным продуктом и раскройте проблему двойного счета.

2. Покажите методы расчета валового национального продукта и структуру доходов и расходов общества.

3. Объясните способ измерения общего уровня цен и покажите различие между номинальным и реальным валовым национальным продуктом. В чем смысл показателя "дефлятор ВНП", в каком случае используется инфлирование, а в каком дефлирование?

4. Дайте общую характеристику потребления, сбережения, инвестиций.

5. Охарактеризуйте понятия "чисто рыночная экономика" и "смешанная экономика". Обоснуйте необходимость государственного регулирования экономики. Раскройте методы государственного регулирования.

6. Раскройте основные направления экономической деятельности государства. Каковы пределы государственного вмешательства в экономику?

7. Покажите виды доходов. В чем различие "номинальных" и "реальных" доходов? Каковы причины неравенства в распределении доходов?

8. Раскройте принципы распределения в рыночной экономике: функциональный и вертикальный. Что понимается под нетрудовыми доходами?

9. Покажите, как с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини можно измерить фактическое распределение доходов? Какими способами правительство может перераспределять доходы?

10. Дайте определение денег и охарактеризуйте их основные функции и виды. Что понимается под ликвидностью?

11. Раскройте понятие "денежная система", ее элементы и типы.

12. Объясните понятие денежной массы, предложения денег и видов денежных агрегатов.

13. Объясните, что понимается под спросом на деньги, каковы виды спроса на деньги? Для чего используется уравнение обмена?

14. Раскройте сущность инфляции, ее формы и виды. Как можно измерить инфляцию?

15. Раскройте причины инфляции. Особенности инфляции в России.

16. Покажите социально-экономические последствия инфляции и инструменты ее регулирования.

17. Объясните существо кривой Филипса и ее последующие теоретические модификации.

18. Покажите структуру банковской системы. Раскройте функции центрального и коммерческих банков. Каково назначение обязательных резервов?

19. Раскройте сущность кредита, его источники, принципы и формы.

20. Раскройте сущность банковских операций и природу банковской прибыли.

21. Покажите механизм создания денег банком и банковской системой в целом. Для чего используется банковский мультипликатор?

22. Объясните содержание, цели и основные инструменты денежно-кредитной политики.

23. Объясните, в чем заключается политика дешевых денег и политика дорогих денег.

24. Дайте характеристику рынка ценных бумаг: сущность, функции и место в рыночной экономике.

25. Объясните сущность, виды ценных бумаг и особенности их действия в рыночной экономике.

26. Дайте характеристику основных видов акций. В чем отличия привилегированных акций от обыкновенных?

27. Охарактеризуйте первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Как определить средний курс ценных бумаг?

28. Дайте характеристику фондовой биржи: понятие, функции, назначение. Что называется листингом?

29. Дайте понятие финансовой системы и ее звеньев. Каковы источники доходов госбюджета и основные направления его использования?

30. Раскройте сущность налогов, их функции и элементы.

31. Покажите отличие прямых налогов от косвенных. Укажите виды косвенных налогов и дайте их характеристику.

32. Раскройте виды налогов в зависимости от их ставок. Какую закономерность описывает кривая Лаффера?

33. Раскройте понятие бюджетного дефицита и его причины. Что понимается под государственным долгом? Каковы последствия и способы выхода из него?

34. Раскройте понятие экономического роста. Чем экономический рост отличается от экономического развития? Каковы способы измерения экономического роста? Покажите различия между экстенсивными и интенсивным экономическим ростом.

35. Определите сущность экономического цикла, его структуру и виды колебаний.

36. Раскройте сущность торгового и платежного баланса.

37. Дайте характеристику валютного рынка, валютного курса. Раскройте сущность различных систем валютных курсов.

38. Раскройте сущность мирового хозяйства, международного разделения труда и принципа сравнительного преимущества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: