Понятия «гражданское общество» и «государство» теоретически расчленяют общественную жизнь на две взаимосвязанные и относительно самостоятельные стороны - гражданскую и государственную сферы. Вместе с тем следует помнить, что линия разделения гражданской и государственной жизни общества имеет во многом условный характер. В действительности эти стороны находятся в диалектическом взаимодействии и могут в известных пределах переходить друг в друга. Говоря словами К. Маркса, государство есть ни что иное как «официальное выражение гражданского общества».
Никто не возьмется опровергать то, что г.о. и государство - действительно разные явления. Они неодинаковыми способами и средствами интегрируют людей, составляющих одно и то же человеческое общество. Но очевидные различия, объективно существующие между ними, ни в коем случае не превращают эти явления в независимые относительно друг друга. Г.о. и государство - абсолютно взаимозависимые социальные величины. Для своего существования они в одинаковой мере необходимы друг другу. Обоюдность, равнозначимость отличают связь гражданского общества и государства или наоборот.
|
|
Связь г.о. и государства — не просто многократно отмечавшаяся взаимозависимость. Она еще и связь взаимодополнения.
На почве соотнесения двух неразъединимых, слитных форм бытия развитого социума (т.е. г.о. и государство), в общественном сознании возникает идея о «независимости» г.о. от государства и беспокойство по поводу «вмешательства» государства в дела г.о.. Причем под государством в подавляющем большинстве случаев понимается не публично - властным образом интегрированное, организованное общество, а всего лишь госаппарат: система государственных органов и учреждений, занятые в них лиц.
Вторая сторона идеи о «независимости» г.о. от государства - мнение, будто людям следует удерживать государство от «вмешательства» в дела г.о. И опять - таки, речь заводят о государстве, а имеют в виду госаппарат.
Примерно в том же русле идут дискуссии о том, как членам г.о. быть с властью государства, каким образом гражданскому обществу ее контролировать, как на нее воздействовать.
Ныне, пожалуй, всякий знает, что государство (в том числе через систему своих органов и учреждений) постоянно и активно воздействует на г.о.. Другой вопрос - каков характер этого воздействия: позитивный или негативный. Оно положительное, когда сообразуется со спецификой отношений и институтов г.о., с механизмами его саморегуляции.
Невозможно представить себе реальное общество, которое после возникновения государства существовало бы без всякого государственного регулирования. Государство всегда, хотя и по - разному, осуществляло регулятивную роль в обществе. Следовательно, речь может идти о степени и формах этого вмешательства, о весомости разных элементов - саморегулирования общества и государственного вмешательства в этом сочетании. Не правильно приравнивать такое участие к «вмешательству» чужеродной силы, с целью причинения зла.
|
|
Государственности как особому, публично - властному, способу организации и существования социально стратифицированного общества всегда сопутствует формирование в нем совокупности различных негосударственных образований. Непублично - властные, негосударственные отношения, институты, образования интегрируют и выражают, но по - своему, то же самое общество, являясь еще одним объективно необходимым способом его бытия. Почти повсеместно укоренившаяся трактовка общества как социальной целостности, состоящей из указанных отношений, институтов, образований, именно в качестве г.о. нуждается в уточнении и корректировке.
В литературе уже было отмечено, что «исторически сложившееся словосочетание «гражданское общество», обозначающее общество (неполитическое сообщество) в его различении и соотношении с государством (политическим сообществом) явно не соответствует выражаемому им смыслу. Ведь г.о. - это не общество граждан (политических субъектов), а напротив, сообщество частных (неполитических) лиц - носителей частных целей и интересов. Сообщество же граждан - это политическое сообщество, т.е. государство (политическое государство) в его отличии от общества (гражданского общества)»[14].
Г.о. есть действительно сообщество частных (неполитических) лиц, носителей частных целей и интересов. Верен и другой высказанный тезис: государство - совершенно то же самое (по кругу охватываемых индивидов) сообщество, но только сформировавшееся на публично - властный манер. Именно это обстоятельство объясняет, почему термины «гражданское общество» («гражданская община») и «государство» очень длительное время - от Аристотеля до Ж.-Ж. Руссо - были синонимами: их относили к одному и тому же множеству людей. Относили, конечно, небезосновательно. Две разных формы бытия - государственной и негосударственной - лишь на сравнительно поздней стадии развития европейской цивилизации приобрели зримые черты качественно отличных друг от друга сфер жизни определенного людского сообщества.
Неодинаковость этих сфер делалась все отчетливей в процессе интенсивного подъема капиталистически - рыночной экономики на базе свободы частной собственности и конкуренции, по мере признания каждого человека автономным субъектом, обладателем естественных неотчуждаемых прав и свобод. Такой автономный субъект - получил «статус» гражданина, а социальный коллектив, образуемый из таких индивидов, начал считаться, соответственно, «гражданским обществом».
Итак, есть обыкновение усматривать в гражданском обществе человеческую коллективность, которая существует отдельно, обособленно от государства и должна вести собственную самостоятельную жизнь, независимую от него. Под гражданским обществом многие подразумевают не просто названную сейчас человеческую коллективность, но лишь ту ее разновидность, которая по уровню исторической развитости, социокультурной зрелости совместима с правовой государственностью и, со своей стороны, участвует в жизнедеятельности последней.
И в первом, и во втором случае прилагательное «гражданское» используется как антоним прилагательного «государственное». На самом деле эти прилагательные - не антонимы. Понятийно они единосущностны, поскольку выражают одно и то же — публично - властную организованность социально стратифицированного общества.
|
|
Более чем очевидно многосекторное строение современного г.о. Имеется в нем сектор коммерческий, политико-партийный, информационно-коммуникационный, религиозно-церковный, некоммерческий (в этот последний включают все отношения и институты, остающиеся за пределами уже названных секторов). Все сектора вместе взятые и каждый наравне с другими образуют г.о. в его целостности.[15]
Все научные представления, сложившиеся в рамках рассмотрения г.о. как особой сферы социума, можно систематизировать при помощи двух дихотомий — государственное - негосударственное и общественное - частное.