Классификации предложений

В русской грамматике существует несколько классификаций предложений. Это классификации по различным основаниям, поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.

Первая классификация — это деление всех предложений по целевому назначению.

Примечание. Иногда типы предложений, выделенные по этому основанию, называют коммуникативными, однако этот термин целесообразнее использовать для анализа предложений в коммуникативно-синтаксическом аспекте, в плане их актуального членения. По целевому назначению предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. Если строить дихотомическую (по принципу бинарности) классификацию, то в первую группу попадут повествовательные предложения и побудительные вместе, так как они передают некоторую информацию. А во вторую — вопросительные, так как они строятся для получения некоторой информации.

Повествовательные предложения содержат какое-либо сообщение: Пьер был неуклюж (Л. Толстой); Рудин говорил горячо, умно, дельно (Тургенев).

Побудительные предложения передают просьбу или приказ говорящего, тем самым их целевое назначение — побудить собеседника или кого-либо другого к какому-либо действию: Отворите мне темницу (Лермонтов), Покажи мне свой рисунок, Пусть он замолчит.

Вопросительные предложения строятся говорящим для получения информации от собеседника: Как пройти к памятнику Пушкина?Какое окончание в слове «ночь»?

Примечание. Данное определение предложения как синтаксической единицы, служащей для сообщения, относится в первую очередь к повествовательным предложениям. Однако его правомерно распространить и на побудительные, и на вопросительные предложения. Если говорящий задает вопрос Как пройти к памятнику Пушкина?, то здесь также есть сообщение, причем сообщение двух разнохарактерных планов. Один план — это информация пресуппозиционного характера: о том, что существует памятник Пушкина и что к нему можно пройти пешком. Второй план сообщения касается отношения говорящего, т. е. это информация о том, что говорящий интересуется дорогой к памятнику. Если содержательную часть (путь к памятнику Пушкина), т. е. диктум, пропозицию и отношение к нему говорящего, т. е. модус (желание узнать этот путь), разъединить, мы получим утвердительное предложение: Меня интересует, как пройти к памятнику Пушкина. Или: Я хочу узнать, как пройти к памятнику Пушкина. Или: Я прошу вас сказать, как пройти к памятнику Пушкина.

Таким образом, от повествовательных предложений вопросительные отличаются модусом, но — в пропозициональной (диктальной) их части тоже содержится сообщение. Тем более данное определение распространяется на побудительные предложения, в которых содержится сообщение о желании, просьбе говорящего: ср.: Приравняйте к штыку перо! — Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (Маяковский). Повествовательные предложения от побудительных отличаются тоже только модусом.

Для оформления вопросительного целевого назначения предложения в русском языке используются лексические, сннтаксические интонационные средства. К лексическим средствам относятся вопросительные местоимения или наречия: Который час? Откуда дровишки! К синтаксическим средствам оформления вопросительного целевого назначения предложения относятся вопросительные частицы и порядок слов. Вопросительные частицы — это разве, неужели, ли. При этом частицы разве и неужели располагаются в начале вопросительного предложения, а частица ли — после ремы: Разв е истинная любовь проявляется в словах? Ты ли это?

Если сравнить порядок слов в вопросительных предложениях с порядком слов в повествовательных предложениях аналогичного лексического состава, то первый можно назвать «зеркальным». Зеркальный порядок слов в вопросительных предложениях можно| иллюстрировать следующим примером: если обозначить слова (и словосочетания) повествовательного предложения цифрами 1,2, 3, 4, то в вопросительном предложении аналогичного лексического состава последовательность слов окажется такой: 4, 3, 2, 1. Например: В этот вечер (1) девушка (2) выглядела (3) чудесно (4), — Как (4) выглядела (3) девушка (2) в этот вечер (1)?

" Пресуппозиция — это та информация, которая в данном предложении содержится имплицитно, или то «положение дел», которое существует до акта речи и делает последний осмысленным. Например, если сказано «Откройте, пожалуйста, форточку», то к пресуппозиций относится следующую информацию: 1. «Есть форточка», 2. «Она закрыта.

Примечание. 1) Тождественность лексического состава нарушается в том отношении, что компонент, который был ремой в повествовательном предложении, в вопросительном заменяется вопросительным словом (чудесно - как?).

2) Существуют и некоторые отступления от зеркального порядка слов. Они наблюдаются в тех предложениях, в которых подлежащее выражено личным местоимением. Например: Летом (1) он (2) отдыхал (3) в деревне (4). — Где (4) он (2) отдыхал (3) летом (1)?

Интонационным средством оформления вопросительного целевого назначения является повышение основного тона на вопросительном слове или реме в тех случаях, когда вопросительное местоимение или вопросительное наречие отсутствуют, например: Откуда ты это знаешь? Вы любите Скрябина? А. М. Пешковским было замечено, что при наличии вопросительных слов специфическая вопросительная интонация выражена менее ярко, чем при их отсутствии, т. е. предложения с вопросительными словами произносятся почти с той же интонацией, что и повествовательные (ср.: Откуда ты это знаешь? — почти так же, как Хорошо ты это знаешь!), но в вопросительных предложениях без вопросительных слов повышение основного тона на реме значительно: Ты это знаешь? Таким образом, интонация как средство оформления вопросительного целевого значения вступает в компенсаторные отношения с лексическими средствами, выступающими в той же функции.

В речи наблюдаются случаи транспозиции предложений целевого назначения, т. е. употребление одной формы в функции другой; в частности, употребление повествовательного по форме предложения в функции побудительного: Прошу вас подвинуться немножко, вопросительного в функции повествовательного: И какой же русский не любит быстрой езды? (Гоголь) (так называемый риторический вопрос), вопросительного в функции побудительного: Вы не подвинетесь немножко?

Заметим, что в случаях последнего рода в вопросительных по форме, но побудительных по функции предложениях может использоваться частица не:

Вы не разменяете мне пять тысяч? (Разменяйте, пожалуйста, пять тысяч.)

Вы не скажете, где здесь телефон-автомат? (Скажите, пожалуйста, где здесь телефон-автомат.)

В отличие от прямо-побудительных предложений, семантика побуждения в них смягчена: говорящий как бы допускает возможность отказа, что и объясняет появление отрицательной частицы в условиях описанной транспозиции. Такие предложения употребляются в живой разговорной речи, но чаще при общении с незнакомыми людьми, при наличии официальных отношений между общающимися.

Риторические вопросы также стилистически окрашены: они функционируют в сфере художественной и публицистической речи.

Вторая классификация — это классификация по эмоционально-экспрессивной окраске. Если говорящий только сообщает о чём-либо, только побуждает собеседника или третье лицо к действию либо только спрашивает о чем-либо, - предложение является нейтральным с точки зрения его эмоционально-экспрессивной окрашенности. Если же выполнение одного из целевых назначений сопровождается еще выражением эмоций говорящего, то предложение характеризуется эмоционально-экспрессивной окрашенностью и называется восклицательным. На конце таких предложений ставится восклицательный знак:

Велика земля! (повествовательное предложение восклицательное:

точка не ставится).

Гляди! Глядите все.' (побудительные предложения восклицательные).

Которые тут временные?! (Маяковский) (вопросительное предложение восклицательное).

Иногда, кроме специфической «восклицательной» интонации (б о льшая интенсивность артикуляции звуков, бо льшая длительность гласных, возможен более медленный темп), показателем эмоционально-экспрессивной окрашенности предложения являются восклицательные частицы: что за, какой.

Например: Что за прелесть эта Наташа\ (Л. Толстой); Какой сильный ветер!

Итак, в соответствии с этой классификацией все предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Третья классификация — по количеству предикативных конструкций.

Предложение как целостная синтаксическая единица коммуникативного назначения может включать в себя как одну предикавную конструкцию, так и несколько предикативных конструкций; Предложение, построенное на базе одной предикативной конструкции называется простым. Например: Про батарею Тушина было забыто. (Л. Толстой); Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин).

Предложение, построенное на базе двух или более предикативных единиц, называется сложным. Например: Дети побежали в сад,а взрослые остались на террасе пить чай; Онегин, добрый мой приятель.родился на брегах Невы, где, может бытъ,родилисъ вы или бли стали, мой читатель (Пушкин).

В соответствии с описанными классификациями последнее предложение получает следующую характеристику: по целевому назначению — повествовательное, по эмоционально-экспрессивной окраске невосклицательное, по количеству предикативных конструкций сложное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: