Свободные схемы делятся, как уже говорилось, по числу конститутивных элементов на две большие группы: двухкомпонентные и однокомпонентные.
Двухкомпонентные схемы могут быть двух типов: раздельнопредикативные и слитнопредикативные.
А. Раздельнопреднкативные схемы — это:
1) Подлежащно-сказуемостные схемы, где носитель предикативного признака выражен независимой формой: именительным падежом имени существительного (или его заместителей) или независимым инфинитивом. При этом в зависимости от характера второго компонента, называющего предикативный признак, подлежащно-сказуемостные схемы делятся на: а) схемы, в которых между подлежащим и сказуемым наблюдается связь координации, — это подлежащно-сказуемостные схемы с координируемыми членами и б) схемы, в которых подлежащее и сказуемое не координируют друг с другом, — это подлежащно-сказуемостные схемы с некоординируемыми членами. Приведем перечень обоих разновидностей подлежащно-сказуемостных схем:
а) с координируемыми главными членами:
|
|
N1 + Vf Я ищу правду.
N1 + N1 Фестиваль молодежи — праздник дружбы, и мира.
N1 + Adj (полн.) Утюг горячий.
N1 + Adj (кратк.) Пьер был неуклюж.
N1 + Part (кратк.) Задание выполнено, План выполнен.
б) с некоординируемыми главными членами:
N1 + N2 (Аdv) Книга на столе, Озеро недалеко.
N1 + Inf Наша цель — организовать досуг молодежи.
N1 + (сор) + Advo Туризм — (это) хорошо.
Inf + Advo Делать самим елочные игрушки забавно и весело.
Inf + (сор) +N1 Растить детей — (это) большой труд.
Inf + Vf3s Ходить по газонам воспрещается, Ждать не следует.
Inf + Ргоп neg Читать некому, Спорить не о чем.
2) Не подлежащно-сказуемостные раздельнопредикативные двухкомпонентные схемы, в которых компонент со значением носителя предикативного признака не имеет формы подлежащего:
N2 + (не) Уf3s Воды прибавляется, Беды не случилось.
N2 + (не) Ргаеd Следов не видно.
N4 + Vf3s Дорогу замело.
N2 + N1 quant (Adv quant) Грибов много, Грибов масса.
N2 + нет Писем нет.
N3 + Inf Тебе выступать.
Возникает вопрос о статусе того компонента, который имеет значение носителя предикативного признака, но не имеет статуса подлежащего; в вышеприведенных примерах это компоненты воды, беды, следов, дорогу, грибов, писем, тебе. В «Русской грамматике»—80 он назван « конструктивно обусловленным компонентом структурной схемы».
Б. Слитнопредикативные схемы — это схемы, включающие также два компонента, но между ними нет предикативных отношений: они оба, в комплексе, передают значение предикативного признака:
Ргаеd N4 Видно следы, Жалко девочку.
Ргаеd neg N2 Не видно следов, Не жалко денег.
Ргаed part N2 Нажарено пирожков, Добыто сведений.
|
|
N1 (Adv) quant N2 Тьма народу, Много дел.
Ргаеd Inf Пора ехать, Нельзя сдаваться.
Ргоn neg Inf Некому работать, Некуда пойти,Не о чем вспомнить.
Нет N2 Нет времени.
Vf3s N2 Прибывало людей, Прибавляется хлопот.
Примечание. Как видно из примеров, раздельнопредикативные не подлежащно-сказуемостные схемы соотносятся с двухкомпонентными слитнопредикативными. Различия между ними состоят: 1) в порядке следования компонентов, 2) в способе выражения предикативного признака (в схемах первого типа это сочетание компонентов, в схемах второго типа — один компонент), 3) в наличии / отсутствии компонента со значением «носитель предикативного признака».
Однокомпонентные схемы разграничиваются по морфологической характеристике компонента схемы:
1) спрягаемо-глагольные схемы,
2) именные,
3) инфинитивные,
4) наречные.
Спрягаемо-глагольные:
Vf3s Светает. Знобит.
Vf3pl Звонят.
Именные:
N1 Тишина, Утро.
N2 Народу! Цветов!'
N2 \ N4 Чаю! Хлеба и зрелищ! Ваши документы!
Fdj pl.кр. (Ему)рады. (В группе) поражены.
Инфинитивные:
Inf Молчать!
Наречные:
Adv praed Холодно.
Praed part Накурено. Закрыто.
Фразеологизированные структурные схемы
Фразеологизированные структурные схемы характеризуются следующими признаками:
1. В их составе есть служебные слова, местоимения или междометия, которые сохраняются в любом предложении, построенном по этой схеме; таким образом, они составляют постоянные элементы схемы.
2. Эти элементы функционируют не по действующим синтаксическим правилам.
3. Между компонентами устанавливаются индивидуальные отношения, вытекающие из индивидуальной семантики элементов и идиоматичного характера связей между ними.
Свободные схемы, как мы видели, таких признаков не имеют. Приведем примеры фразеологизированных схем и предложений, построенных по ним:
{N1 КАК N1}. Индивидуальное значение союза как состоит в том, что он лишен здесь своей обычной — сравнительной — семантики, и все предложение, построенное по этой схеме, имеет не сравнительное значение, а значение соответствия данного субъекта определенной средней норме. Например: Ребенок как ребенок, Вечер как вечер, Соседи как соседи.
{НЕТ ЧТОБЫ + Inf)или {НЕТ БЫ + Inf). Фразеологическое, не вытекающее из значения компонентов схемы значение такого предложения состоит в том, что говорящий отрицательно оценивает действие субъекта, противоположное тому действию, которое обозначено инфинитивом и мыслится как желательное с точки зрения говорящего: Нет чтобы помолчать. (Значит, субъект не молчал, а говорил, —что оценивается негативно.) Нет чтобы приехать вовремя. (Субъект приехал не вовремя, — что получает отрицательную оценку говорящего в этом предложении.) Нет бы помочь. Нет бы сумку подержать. (Желательным для говорящего является действие «подержать сумку», которого адресат не совершает.)
Фразеологизированные схемы условно делятся на пять типов в зависимости от характера постоянных элементов. (Условно, так как этих элементов может быть несколько.)
1-й тип — с союзными постоянными элементами.
1) {N1 КАК N1}: День как день, Борщ как борщ.
2) {НЕТ\ ЧТО\БЫ + Inf}: Нет / что/бы помочь. Заметим, что инфинитив здесь почти всегда совершенного вида. Нет бы делом заняться (а он целый день на диване лежит).
2-й тип — с предложными постоянными элементами.
1) {N1 НЕ В N2}: Праздник не в праздник. В такой схеме имя повторяется. Предложение имеет значение оценки данного предмета как
такого, который для говорящего или другого лица не выполняет необходимого назначения, например: Мне сегодня праздник не в праздник: сказали, что экзамен уже завтра.
2) {НЕ ДО N2}: Ему не до шуток, Матери не до тебя. Фразеологи-зированное значение: невозможность, несвоевременность для кого-либо занятий, связанных с обозначенным в компоненте предметом или лицом. Например: Сейчас мне не до тебя: [Масса дел! Приходи завтра, пожалуйста.]
|
|
3-й тип — с постоянными элементами — частицами.
1) {N1 ТАК N1}: Голос так голос! Сапоги так сапоги! В этих предложениях существительные повторяются; значение: высокая оценка данного предмета.
2) {Inf ТАК Inf}: Начинать так начинать, Делать так делать, Пировать так пировать! Решимость приступить к совершению какого-либо действия без промедления.
4-й тип — с постоянными элементами — междометиями.
1) (АЙ ДА N1}: Ай да Пушкин! Ай да молодец! Значение предложения: положительная оценка предмета с оттенком некоторого удивления и любования.
2) {АХ/ОХ/ЭХ/Ргоп1N1): Ах ты обманщик! Ох они работнички! Эх вы горе-художники! Порицание лица, названного в компоненте N1.
3) {ОХ УЖ ЭТОТ N1}: Ох уж эти (мне) фантазеры! Ох уж этот именинник: [весь день его поздравляй! Утомил!] То же значение, что у предыдущих предложений.
5-й тип — с постоянными элементами — местоименными словами,
1) {ВСЕМ N3pl N1: Всем пирогам пирог. Имя существительное здесь повторяется. Значение превосходства данного предмета среди подобных; высокая положительная оценка предмета. (Как правило, существительное неодушевленное.)
2) {ЧЕМ НЕ N1}: Чем не соболь? Полное соответствие предмета представлению о нем. Ну чем он не жених?
3) {ЧТО ЗА N1} — Эмоциональная оценка качества предмета (в отличие от схемы {АЙ ДА N1), здесь нет оттенка удивления; кроме того, конструкция лишена стилистической сниженности). Что за уха! (Да как жирна.]
4) {Ргоп1-6 КАК НЕ + Ргоп1- 6 + Inf}: Кто как не он должен быть назначен на эту должность, С кем как не с ним посоветоваться, Кому как не ему знать об этом. Необходимость осуществления действия именно по отношению к лицу или предмету, обозначенному компонентом Ргоп3.
5) {ЧТО N3/Ргоn3}: Что вам-то! Ему что! Утверждение несущественности обсуждаемой ситуации для лица, обозначенного компонентом Ргоn3. Ему что! [Он здесь не был, ничего не знает, а мне отвечать...]