Обращение называет предмет или лицо, выступающее адресатом речи. Например: Зови их, зови, Дуся! (Арбузов). В предикативную основу входит только глагол в форме повелительного наклонения, он имеет присловный распространитель (зови их); имя существительное Дуся (в именительном падеже) называет того, кого побуждают к действию и к кому адресована речь, — это обращение.
Подчеркнем, что обращение — это номинация адресата, поэтому членом прtдложения оно не является, в отличие от подлежащего ты, называющего собеседника как носителя предикативного признака. Сравним обращение и подлежащее ты в следующем предложении:
Последняя туча рассеянной бури, одна ты несешься по ясной лазури... (Лермонтов). Одиночное местоимение ты (или Вы) не может быть обращением в кодифицированном литературном языке; только сниженное, просторечно окрашенное высказывание может включать местоимение второго лица в качестве обращения: Ты, в кепке, иди-ка сюда! (Речь нелитературная, характеризующаяся грубостью и фамильярностью.) Сниженная стилистическая окраска не устраняется и в том случае, если употребить вежливую форму Вы: Вот Вы, подойдите ко мне! Сравним с таким предложением, где местоимение ты не одиночное, сопровождается обращением — именем собственным:
|
|
А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь, — сказал Иван Петрович дочери (Чехов). Сниженной стилистической окраски такое высказывание уже не имеет.
Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника, привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Поэтому чаще всего обращение выражается существительными со значением лица (нарицательными или собственными):
Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана, главаря! (Маяковский). Они поженились, Таня (Арбузов). Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Крылов).
Обращение может быть выражено также словосочетанием:
Милый папаша, к чему в обаянии умного Ваню держать? (Некрасов).
В непринужденной разговорной речи имена собственные и существительные, обозначающие различные степени родства (мама, папа, дедушка, бабушка, дядя, тетя), в функции обращения нередко принимают особую — усеченную — форму, т. е. без окончания, которую некоторые исследователи считают особым — звательным падежом:
Мам, я пойду?! Пап, где тут мои перчатки лежали, не видел? Петь, позвони мне вечером, ладно?
В художественной речи обращение может быть выражено и неодушевленными существительными:
Ветер, ветер, ты могуч!
Прощай, полдневное светило (Пушкин).
В поэтической речи обращение бывает широко распространенным и не столько называет лицо или предмет, к которым обращена речь, сколько характеризует их:
|
|
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня (Пушкин).
Как видно из приводившихся примеров, обращение может находиться в начале предложения, в середине и в конце. Пример интерпозитивного положения обращения:
Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Некрасов).
Некоторую долю грамматической зависимости, грамматической связанности обращения с составом предложения можно усмотреть в том, что любое предложение, включающее в свой состав глагол 2 лица, может быть регулярно распространено обращением.
Вы завтра уезжаете? — Вы завтра уезжаете, Маша? Ты поёшь? — Это ты поёшь, Катя?
От остального состава предложения обращение на письме отделяется запятыми.