Избирательная кампания

Из курса права вы знаете, что под избирательной кампа­нией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня пред­ставления соответствующей избирательной комиссией фи­нансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Иными словами, избира­тельная кампания включает все этапы избирательного про­цесса. В этой связи понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем политологи отмечают, что избирательная кам­пания приобретает свой истинный смысл — обеспечение максимальной поддержки избирателями претендентов на власть — только с этапов их выдвижения и предвыборной борьбы.

Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно.

Организационный этап. К организационным мероприя­тиям относятся: образование избирательных округов и изби­рательных участков, формирование избирательных комис­сий, составление списков избирателей.

Началом избирательной кампании является решение о назначении выборов, которое принимается, как правило, за 2,5—3 месяца до дня голосования.

Выборы депутатов нижней палаты парламента РФ и Пре­зидента РФ осуществляются по единому избирательному ок­ругу. Он включает всю территорию страны. Иными слова­ми, «нарезка» округов не производится. Вместе с тем новое законодательство о выборах в Госдуму РФ предусматривает разделение территорий субъектов РФ на части и определе­ние их границ. Части территорий должны быть примерно равными по числу зарегистрированных избирателей.

Избирательные участки располагаются обычно в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Списки избирателей каждого участка должны включать не более 3 тыс. человек.


Подготовку и проведение выборов в России осуществля­ют гласно и открыто избирательные комиссии под руковод­ством Центральной избирательной комиссии РФ.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, а также на выборные должности принадлежит преимущественно политическим партиям и отдельным гражданам.

Обратимся к новым подходам выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ. Согласно закону политические пар­тии (они называются избирательными объединениями) вы­двигают федеральный список кандидатов (не более 500 че­ловек), который принимается тайным голосованием на партийном съезде. Кандидатом от партии может стать и бес­партийный россиянин, если его кандидатуру поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем одобрит региональ­ная партийная конференция и партийный съезд. Федераль­ный список включает федеральную и региональную части. В составе федеральной части — не более 3 человек; как пра­вило, это партийные лидеры. Региональная часть разбита на региональные группы кандидатов, которые соответствуют указанным выше территориальным частям субъектов РФ. В целом региональные группы должны охватывать все ре­гионы страны. Тем самым создается стимул для непосредст­венной работы партии в регионах.

Выдвинутый список кандидатов (или один кандидат) ре­гистрируется соответствующей избирательной комиссией. Для этого необходимо собрать установленное законом число подписей избирателей либо внести избирательный залог. Од­нако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. На­пример, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на выборах Президента разрешен только сбор подписей.

Предвыборная агитация. После регистрации претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. Каждый стремится дове­сти до избирателей положительную информацию о себе, сво­ей программе и ее преимуществах по сравнению с другими, описать возможные негативные последствия в случае прихо­да своих оппонентов к власти, ответить на их критику. Агитация проводится на каналах телерадиовещания, в пе­риодических печатных изданиях, посредством массовых ме­роприятий: собраний, шествий, публичных дискуссий, пресс-конференций. Общей тенденцией современного мира является, как вы знаете, возрастание в избирательных кам­паниях роли электронных средств, особенно телевидения. Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индиви-


дуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и «моментальное» подведение их итогов. Не случайно сегодня телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на людей.

В новых условиях конкурентная борьба между политиче­скими соперниками схожа с традиционным рынком, где ин­дивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед про­блемой выбора «товара» (претендента на власть). Продажу «товара» все чаще осуществляют специальные фирмы в об­ласти дорогостоящих услуг по политическому маркетингу. Так называется комплекс мероприятий по изучению «рын­ка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) из­бирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Вам изве­стно, что одна из важнейших задач политического марке­тинга — создание и продвижение с помощью рекламы поли­тического имиджа кандидата, партии. Имидж кандидата — это наиболее привлекательные для публики черты и свойст­ва его личности. Например, М. Тэтчер по совету специали­стов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внима­ния на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику. Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств «железной леди» (смелость, реши­тельность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре. Од­нако не всегда претендент на власть обладает необходимы­ми качествами, соответствующими ожиданиям граждан. Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% — вербаль-но (воспринимается на слух). Поэтому имиджмейкеры ак­центируют внимание кандидата в первую очередь на том, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать, как жестикулировать, а на том, что и как говорить, — в последнюю очередь. (Содержание речей пишут специалисты.) К сожалению, во всем мире широко распро­странились и так называемые технологии «черного пиара»: сознательная подтасовка или искажение сведений о претен­денте на власть, распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, подкупы, за­пугивание политических соперников и даже прямое наси­лие.

К «грязным технологиям» относятся также нарушения кандидатами принципа равных условий ведения предвыбор­ной агитации. Так, многие партии не довольствуются тем, что государство берет на себя часть их расходов, предостав­ляя бесплатное время вещания и возможность бесплатных


публикаций. Не устраивают эти партии и законодательно установленные финансовые ограничения: на размеры по­жертвований частных лиц и организаций, на использование личных средств кандидатов, на общую сумму расходов, вы­деляемых на избирательную кампанию. В обход закона они создают солидную финансовую базу на покупку лучшего эфирного времени, на оплату услуг многочисленных кон­сультантов и пр. Не случайно в прессе вспыхивают сканда­лы, связанные с разоблачением тайных источников финан­сирования партийных лидеров.

Все описанные антитехнологии, появления которых не избежала и Россия, оказывают отрицательное воздействие на избирателя.

Голосование и его результаты. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Граждане при­ходят на избирательные участки и отмечают в бюллетенях тех, кого хотят избрать. Серьезная проблема избирательных кампаний — абсентеизм, т. е. уклонение от участия в вы­борах. Подчеркнем, что если процент явки зарегистрирован­ных избирателей ниже законодательно установленной нор­мы, то выборы признаются недействительными. Назначают­ся повторные выборы. А это может привести к параличу власти, не говоря уже о дополнительных расходах. Причи­нами абсентеизма, как показывают исследования, являются: недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом; низ­кий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правиль­ности подсчета голосов. Социологи отмечают, что среди аб­сентеистов довольно много молодежи. Установлена законо­мерность: электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.

Результаты выборов, как говорилось выше, определяют­ся в зависимости от избирательной системы. Так, пропор­циональная система выборов в Госдуму РФ предполагает распределение депутатских мандатов между партиями про­порционально поданным за них голосам избирателей. При этом партии должны преодолеть, как вам известно, 7-про­центный барьер. Однако число таких партий должно быть не менее двух, а сумма поданных за них голосов — состав­лять свыше 60%. Представим ситуацию: нужное число го­лосов приобрела только одна партия, а ее соперницы оста­лись за 7-процентным барьером. Означает ли это возврат к однопартийной системе? Нет, не означает, ибо в этом слу­чае к распределению депутатских мандатов будет привлече­на та из партий за барьером, которая имеет по сравнению с другими наибольшее число голосов. Другая ситуация: барь­ер преодолели три партии, но сумма поданных за них голо-


сов не достигает нормы. Как быть? В такой ситуации к рас­пределению мандатов привлекаются партии, набравшие ме­нее 7% голосов (в порядке убывания числа проголосовав­ших), пока общая сумма собранных голосов не достигнет нормы (свыше 60%). Распределение депутатских мандатов осуществляется в два этапа. На первом определяется, сколь­ко парламентских мест завоевала каждая из партий; на вто­ром распределяются депутатские места внутри каждого из партийных списков. Мандаты получают кандидаты как об­щефедеральной, так и региональной частей списка. При этом чем больше голосов избирателей получила та или иная региональная группа, тем больше мандатов получат ее кан­дидаты.

При избрании Президента РФ необходимо получить абсо­лютное большинство голосов избирателей. Если ни один кандидат не сумеет привлечь в первом туре более половины голосов, проводится второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Их подсчет во вто­ром туре осуществляется по правилам мажоритарной систе­мы относительного большинства.

Итоги голосования официально публикуются соответст­вующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюдже­та, выделенных на подготовку и проведение выборов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЯ

Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится вы­бирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства.

Рассмотрим каждый из этих вариантов. На выборах по партийным спискам следует учесть, что все избирательные объединения имеют привлекательные названия, лозунги и эмблемы. Каждая партия использует свою цветовую гамму: ярко-красную, бело-красно-голубую, лимонную, оранжевую и пр. Многие неискушенные избиратели, особенно новички, нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.

Проще всего получить общие сведения о партийном объ­единении: кто его лидер (лидеры)? Баллотировалось ли оно ранее в парламент? Как проявила себя партийная фракция в его работе?

Желательно также хотя бы в общих чертах знать пред­выборную платформу (программу) избирательного объедине­ния: как оно оценивает современное положение дел в стра-


не? Какие общественные проблемы и как собирается ре­шать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем ви­дит основной результат реализации программы? Насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции? Сопо­ставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит опреде­лить наиболее приемлемый для себя вариант. Отметим, что информация о предвыборных программах политических партий помещается обычно в «Российской газете», других печатных изданиях, а также на соответствующих сайтах в международной информационной сети Интернет.

Далее гражданину целесообразно обратиться к соответст­вующему списочному составу претендентов на власть, поду­мать, каким людям он доверяет свой голос. Следует иметь в виду, что на депутатов, избранных от регионов, возлага­ется прямая обязанность работать со своими избирателями. Поэтому в списках обычно присутствуют знакомые фами­лии. Важно выяснить, как зарекомендовал себя тот или иной человек в регионе, что конкретно сделал для того, что­бы жизнь стала лучше, как справлялся со своими обязанно­стями, пользовался ли авторитетом и доверием избирателей. Если в предложенном списке есть неизвестные кандидату­ры, то можно обратиться к их биографическим данным. Знакомство даже с краткими биографическими сведениями позволит предположить, сможет ли претендент на власть с учетом его возраста, образования, предшествующего опыта выполнять свои функции.

Подчеркнем, что институт досрочного отзыва депутатов Госдумы РФ законом не предусмотрен, а в отношении депу­татов законодательных собраний в ряде субъектов РФ он сохранился. Однако в том и другом случаях человек, полу­чивший мандат доверия народа, должен своей работой дока­зывать, что избиратели не ошиблись в нем. Если же вы не видите достойных кандидатов, в том числе и среди партий, то можете проголосовать против всех. Протестное голосование избирателей — свидетельство «аномалии» уп­равления в том или ином регионе РФ, показатель его небла­гополучия.

Выборы главы государства имеют свои особенности. Пре­зидент РФ в силу занимаемой должности принимает важ­ные, общественно значимые решения. Тем самым он оказы­вает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конку­рентной борьбы между большим числом кандидатов.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен-

s ^"


ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воз­действия на избирателя называются популизмом (от лат. populus — народ). Что же такое популизм? Это стиль в по­литике, позволяющий добиться поддержки избирателей бла­годаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные ло­зунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более по­нятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политиче­ским шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортив­ная внешность, молодежная прическа и пр. Иными сло­вами, на первый план выступает имидж в самом поверхно­стном, обывательском смысле.

Рациональный выбор высшего должностного лица осуще­ствляется на основе анализа предвыборных заявлений кан­дидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом пред­выборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Прези­дент — это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независи­мости и государственной целостности; обеспечение согласо­ванного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооружен­ными силами России.

Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решитель­ный, умный, с сильной политической волей человек, чест­ный и достаточно жесткий в проведении своей линии.

Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия оп­ределенной политической культуры.

Шл Основные понятия: избирательная система, типы избира­тельных систем, избирательная кампания. mb/ Термины: политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм.

Проверьте себя

1) Что понимается под избирательной системой? 2) Как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания»? Охарактеризуйте ее этапы. 3) В чем сходство и различие выборов по партийным спискам из-


бирательных объединений и высшего должностного лица го­сударства?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. На парламентских выборах в Великобритании в
1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен
лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Чер­
чиллю — одному из главных организаторов победы над Гер­
манией во Второй мировой войне. Однако на проходивших
весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской пар­
тии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незна­
чительной фигурой, но, в отличие от него, предложил из­
бирателям широкую и конкретную программу развития
страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.

2. Один из избирателей, прежде чем оставить в избира­
тельном бюллетене одну из четырех кандидатур, включен­
ных в список для голосования, провел следующую работу:
поинтересовался, за кого из кандидатов будут голосовать его
товарищи, как выглядел каждый из кандидатов на послед­
ней телевизионной передаче и кто из них в наибольшей сте­
пени обладает чувством юмора. Отвечает ли деятельность
избирателя современным политическим технологиям? Ответ
аргументируйте.

3. Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули в совет
школы и вам предстоит выступить с конкретной програм­
мой совершенствования школьной жизни. Разработайте про­
ект этой программы.

4. В Австралии выборы в парламент осуществляются по
избирательным округам. Победившим считается кандидат,
набравший 50%+1 голос. Какой тип избирательной системы
существует в Австралии?

Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с размышлениями русского философа И. А. Ильина (1882—1954) о выборах.

Есть минимальный уровень образования и осведомленно сти, вне которого всякое голосование становится своею соб­ственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамо­та, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и пред­лагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и во енных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений...


Есть уровень необразованности, малообразованности и не­осведомленности, при котором голосует не народ, а обманы ваемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охло кратия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30—40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» — и все сейчас же объявят себя сто­ронниками республики и федерации...

Ильин И. А Предпосылки творческой демократии // Наши задачи. —

М., 1992.—Т. 2.—С. 8.

HI! Вопросы и задания к источнику. 1) Прокомментируйте, опира­ясь на текст параграфа, первый абзац фрагмента. 2) Когда голосо­вание на выборах становится «своею собственной карикатурою»? Объясните почему. 3) Актуальны ли размышления автора сегодня? Аргументируйте ответ, привлекая материалы периодической печа­ти, практический опыт своих знакомых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: