− Группа живет своей жизнью, и с этим надо считаться. То, что не все в группе складывается так, как хотелось бы, не всегда вина ведущего или подростков.
− Участники группы могут сильно воздействовать друг на друга, часто сами того не осознавая и не желая.
− В группе всегда создается свой особый климат, каким он будет — точно предсказать невозможно. Его надо уметь чувствовать и считаться с ним.
Еще раз повторим, что ведущий должен быть готов ко всяким неожиданностям и уметь на ходу изменять как содержание, так и методы проведения занятия. Так мы меняем одежду и планы, посмотрев за окно и увидев, что идет дождь (не обижаясь ни на кого, а просто приспосабливаясь к жизни такой, какая она есть).
Второе...
− Каждая группа в каждый момент времени обладает определенным уровнем открытости, который может изменяться, и не всегда в одном направлении.
Даже если подростки увлеченно обсуждают самые разнообразные темы: книги, фильмы, задачки, — это еще не значит, что так же увлеченно они будут готовы обсуждать самих себя. Для того чтобы говорить о своих чувствах, желаниях, проблемах, они должны быть уверены в психологической безопасности, то есть в том, что никто не осудит их, не засмеется, не будет оказывать на них давление в группе и за ее пределами, что это не повлияет на их взаимоотношения.
|
|
Для решения этой проблемы на одном из первых занятий группа договаривается о правилах, например, таких:
• то, что обсуждается в группе, не выносится за ее пределы;
• оценку даем не человеку, а только его поступкам;
• никого не унижаем и не оскорбляем;
• стараемся никому не сделать больно.
Более подробно процедуру принятия правил мы рассмотрим в сценарии соответствующего занятия.
Ведущий должен уметь влиять на уровень открытости участников, а не просто учитывать его. Влиять — не значит принуждать, это приведет только к еще большей закрытости. Это значит, во-первых, самому быть открытым, во-вторых, чутко и внимательно относиться к тому, что говорят ребята, к их переживаниям, в-третьих, поддерживать их, задавая тем самым норму отношений.