Занятие 4. Владеем эмоциями, выражаем чувства

На этом занятии мы

- учимся разным способам управления своими эмоциями;

- начинаем выражать чувства при помощи«Я-высказывания».

Подготовить для занятия:

- стандартный набор;

- карточки с названиями чувств, которые нужно выразить в ходе приветствия;

- таблица со схемой «Я-высказывания»

- карточки с заданными ситуациями

План занятия

1. Разминка-упражнение на изображение своего актуального состояния Я себя ощущаю... 5 мин
2. Упражнение на выражение чувств Поздоровайтесь по-разному 10 мин
3. Упражнение на релаксацию Релаксацияспособ совладать с чувствами 10 мин
4. Рефлексия предыдущих занятий Сочинение 15 мин
5. Демонстрационное упражнение на саморегуляцию Обезьяна 5 мин
6. Игра на выработку умений справляться с эмоциями Замороженный 15 мин
7. Обсуждение Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями? 15 мин
Перерыв 20 мин
8. Демонстрационное упражнение на саморегуляцию Луноход 5 мин
9. Упражнение на различение мыслей, чувств и поведения Мысличувстваповедение 5 мин
10. Я-высказывания 5 мин
11. Тренировка «Я-высказывания» в парах. 10 мин
12.Тренировка «Я-высказывания» в кругу 5 мин
13.Тренировка «Я-высказывания» в тройках 15 мин
14. Домашнее задание 5 мин
15. Круг. Прощание 10 мин

ХОД РАБОТЫ

1. Я себя ощущаю...

Каждый участник по очереди изображает позой, мимикой и, по желанию, звуком свое состояние, все пытаются повторить его действия и отгадать, какое это было состояние.

2. Поздоровайтесь по-разному

Каждый участник получает карточку с названием интонации

(чувства), которая должна будет окрашивать их высказывание. За­тем все хаотически двигаются по комнате и говорят друг другу «Здравствуй!» с заданной интонацией. Поздоровавшись и погово­рив 15—20 секунд, нужно угадать, какие чувства передавал парт­нер. После этого каждый встречается со следующим участником. По окончании упражнения проводится обсуждение в общем кругу. Ребята делятся впечатлениями, говорят о том, что получилось, а что — нет.

Интонации (чувства): искренняя радость, теплая доброже­лательность, подчеркнутое уважение, восхищение, агрессия, высмеивающая ирония, сдержанное недовольство, безразличие,

высокомерное пренебрежение.

3. Релаксация — способ совладать с чувствами

Первая релаксация не должна быть долгой (не более 1—3 минут). Затем, на последующих занятиях, ориентируясь на реакцию детей, постепенно можно увеличивать время до 5—7 минут.

Желательно создать такие условия, чтобы в помещение во время релаксации никто не входил, не было яркого света. Можно включить тихую, спокойную музыку.

Ведущий не должен учиться расслабляться вместе с детьми, он дол­жен уметь делать это — и либо учиться отдельно, либо вообще не затрагивать тему релаксации на своих занятиях. Задача ведущего — научить каждого ребенка расслабляться. Может оказаться, что в группе есть дети, у которых эти упражнения вообще не получаются либо вызывают неадекватную реакцию (подергивания, метания, выкрики, неконтролируемый смех, в отдель­ных случаях эти проявления могут дойти до истерики). Что делать в такой ситуации? Если таких детей несколько, то упражнения на релаксацию надо прекратить. С одним-двумя детьми можно поработать отдельно, очень осторожно дозируя нагрузку, а лучше всего такого ребенка показать специалисту. Желательно таких детей выявлять до начала занятий по релаксации. Обычно это дети с тиками, устраивавшие ранее истерики, состоящие на учете у невропатолога либо внутренне очень эмоциональные, но зажимающие себя. В том случае, когда внешних проявлений не наблюдается, но у вас есть внутреннее ощущение, что у ребенка могут возникнуть проблемы в ходе релаксации, можно попробовать провести индивидуальное пробное занятие.

— Сядьте удобно. Закройте глаза, опустите плечи. Старайтесь не скрещивать руки и ноги. Руки или положите на колени, или опустите, пусть они висят свободно. Ноги поставьте прямо на ступни, а не на мыски или пятки. Не поджимайте ноги под себя.

Теперь, когда вы сидите удобно, мы начинаем расслабляться.

Сначала обратим свое внимание на руки. Освободим большие пальцы рук, указательные, средние, мизинцы. Проверим, вся ли кисть свободна. Теперь расслабим предплечья, плечи. А теперь попытаемся представить, что наши руки налились тяжестью и мы уже не можем их поднять. Пусть они отдыхают, они уже потрудились сегодня.

Теперь обратимся к ногам. Почувствуем, как расслабляются пальцы ног, ступни наливаются тяжестью и давят в пол. Расслаб­ляются голени, колени, бедра. Теперь мы чувствуем, как ноги, расслабленные и тяжелые, отдыхают.

Расслабим спину. Для этого опустим плечи, проверим, рас­слаблены ли мышцы спины. Расслаблен ли живот?

Расслабляя тело, двигаемся выше. Не напряжена ли ваша шея? Если да, то найдите удобную позу: наклоните голову к плечу, опустите вперед или откиньте назад.

Наконец, расслабляем мышцы лица. Проверьте, не напряжены ли они. Представьте, что художник взял самую мягкую кисточку и провел по вашим щекам, по векам, по лбу. Стало тепло и спокойно. Посмотрите, не напряжены ли язык, губы, челюсти?

Теперь, когда мы полностью расслаблены, представим, что находимся в самом приятном для себя месте. Для кого-то это может быть море, для кого-то - луг или лес, а для кого-то — своя комната. Перенеситесь туда. Что вы слышите? Плеск волн, шум ветра, колыхание трав? Кто рядом с вами? Что вы ощущаете? Побудьте со своими ощущениями (в течение 1—2 минут играет музыка).

А теперь мы возвращаемся назад. Не открывая глаз, напрягите мышцы рук, расслабьте их. Теперь — мышцы ног. Поднимите плечи и опустите. Вздохните глубоко, выдохните. Открываем глаза — и мы снова в нашей комнате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: