Предисловие

ЗАИКАНИЕ

У

ПОДРОСТКОВ

КНИГА ДЛЯ ЛОГОПЕДА

Из опыта работы

Составитель М. И. Буянов

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989


ББК 74.3 3-17

Авторы: Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Кало­шина, Т. М. Парамонова, Р. А. Субботина, Ш. Т. Таш-баев, В. Н. Требулева, Ю. Ф. Шведе, В. И. Шинкарь

Рецензенты: кандидат психологических наук, лого­пед поликлиники № 8 УХЛУ Москвы И. Ю. Абелева; за­ведующий отделением № 12 Московской городской детской психиатрической больницы № 6 Б. 3. Драпкин

Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опы- 3-17 та работы/Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Ка­лошина и др.; Сост. М. И. Буянов.—М.: Просвеще­ние, 1989.— 175 с.

ISBN 5-09-001270-9

В книге освещен опыт работы специалистов Московской го­родской детской психиатрической больницы № 6 по интеграль­ному лечению заикания у подростков. В ней показано преиму­щество комплексного подхода к исправлению данного наруше­ния речи.

Книга адресуется логопедам, педагогам, врачам. Может быгь также использована родителями заикающихся подростков.


4306010000—172

3 ---------------------- —148—89

103(03) — 89


ББК 74.3



ISBN 509-001270-9


© Издательство «Просвещение», 1989


ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1972— 19 87 г. в Московской детской психиатриче­ской больнице № 6 функционировало специализированное отделение по лечению подростков с дефектами речи. Больные находились в нем первую и вторую учебные чет­верти, третью и четвертую четверти и во время летних каникул (итого три заезда в год).

В отделение направлялись наиболее тяжелые больные с выраженным заиканием и сопутствующими нарушения­ми. Одни из подростков, побывав у множества врачей и логопедов и не получив эффективной помощи, потеряли веру в лечение. Другие же — и их большинство — несмот­ря на очень сильные речевые расстройства не воспринима­ют их как нечто заслуживающее особого внимания и не считают себя больными. Наличие именно таких пациентов заставило логопедов и врачей этого отделения искать новые пути и методы работы с ними.

В настоящей книге освещается опыт работы группы спе­циалистов в стационарных и амбулаторных условиях по комплексному лечению заикания у подростков. И в ста­ционаре, и амбулаторно проводятся одни и те же виды те­рапии. Исключение составляет медикаментозный сон, при­менение которого возможно только в стационарных усло­виях.

Необходимо особо подчеркнуть значение помощи роди­телей пациентов в деле комплексного лечения заикания. Чем больше родители будут знать о лечении заикания и чем больше они загорятся энтузиазмом в отношении лече­ния своего ребенка, тем быстрее наступит выздоров­ление.

Книга состоит из трех частей.

В первой части дана характеристика речевых рас­стройств у подростков, в частности заикания. По приро­де заикание может быть невротическим, неврозоподобным и смешанным.

Вторая часть книги посвящена описанию различных спо­собов лечения указанных видов заикания, которые мы использовали в своей работе. В работе раскрываются раз­личия в клинической характеристике и удельном весе раз­личных компонентов медико-логопедического комплекса коррекции заикания у подростков. Например, если на пер­вом этапе логопедической коррекции заикания у подрост­ков нет принципиальных различий в отношении неврозо-подобного, невротического и смешанного заикания (это


начальный этап, и тут главную задачу мы видим в обуче­нии заикающегося правилам речи), то на втором этапе эти различия становятся очевидными.

Известно, что дети с невротическим заиканием читают и говорят прерывисто, у них нарушается дыхание вслед­ствие страха речи, поэтому для них главное — это рассла­биться, снять напряжение, преодолеть свой страх. При неврозоподобном же заикании общее расслабление не нужно, а важно только несколько расслабить судорожно сокращающиеся мышцы артикуляционного аппарата, что­бы затем вновь, но активно и целенаправленно их напрячь для правильного произнесения слов.

Основным средством лечения невротического заикания у нас является освобождение пациента от тягостных нев­ротических переживаний. Роль логопеда при этом мини­мальна: он выступает главным образом как психотерапевт и помощник врача, а не как самостоятельный специалист. В случае лечения неврозоподобного заикания логопед является главной фигурой во всем медико-педагогическом комплексе. Он учит больного не только соблюдать все правила речи, но и правильно говорить. А последнее до­стигается лишь посредством фиксации пациента на своей речи. Следить за собственной речью, контролировать ее темп, четко произносить слова — вот чего требует лого­пед от лиц с неврозоподобным заиканием.

Одна из задач нашей книги — показать преимущество комплексного метода лечения заикания. Комплексный ме­тод как содружественное коррекционное воздействие вра­ча, логопеда, воспитателя и семьи на лиц с речевой пато­логией зародился в нашей стране в 1930 году; его созда­телями явились психиатр В. А. Гиляровский и логопед Н. А. Власова. Стараниями и энергией Н. А. Власовой комплескный метод получил широкое распространение за рубежом (например, в ГДР). Однако в доступной литера­туре мы не встретили упоминаний об его использовании в подростковом возрасте.

В третьей, заключительной, части книги излагается на­копленный опыт поэтапного комплексного лечения заика­ния у подростков, а также методические приемы коррек­ции заикания у школьников подросткового возраста. Под­робно описана работа логопеда на трех последовательных этапах коррекции заикания. Читатель на материале кон­кретных логопедических занятий может познакомиться с тем, как следует помогать заикающимся подросткам. В конце книги приведен дидактический материал, который


может быть использован логопедами в их практической работе, а также словарь терминов и понятий.

Данная работа не претендует на всестороннее и полное изложение состояния проблемы заикания в детском возра­сте; это не монография, в которой исчерпывающе освеща­лись бы все аспекты данной проблемы и упоминались бы все исследователи заикания (такие научные издания су­ществуют), а книга для специалистов в области логопе­дии, содержащая некоторые теоретические посылки и прак­тические рекомендации.

М. И. Буянов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: