Искусство и природа

Палец растет на руке так же точно, как
сучок на ветке, – по принципу постепенного
развития из центра (рис. 77). В живописи
линия может располагаться «свободно», без
признаков внешнего подчинения целому, без
в н е шн е й с в язи с центром, –

соподчинение наделено здесь в н ут р е н н е й п р и р о д о й. И этот простой факт не стоит недооценивать в анализе связей искусства и природы 44.

Основные различия – это смысл или, точнее говоря, средство к достижению смысла, а смысл искусства и природы должен быть по отношению к человеку в конечном счете един. Во всяком случае, как там, так и здесь вряд ли стоит сохранять скорлупу ради ореха.

Рис. 77. Схема конечности позвоночного животного. Завершение центрического построения

Что касается средств, то искусство и природа продвигаются относительно человека по разным путям, сильно удаленным друг от друга, даже если они стремятся к о дн о й точке. И по поводу этого различия должна существовать полная ясность.

Каждый вид линии ищет свойственные ему внешние средства, способные придать ему необходимый облик, а именно на принципиально-экономичном основании: минимальное усилие ради максимального результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: