Четвертое упражнение

Проверьте, какие чувства вызывают у вас следующие предложения, когда выпроизносите их вслух: Я имею право побыть в одиночестве. Я имею право на уважительное обращение. Я имею право быть счастливым. Я имею право свободно распоряжаться своим временем. Теперь спросите себя: "Кто несет ответственность за то, чтобы яобладала этими правами?" Прикиньте для себя также такую идею: "Я должна предоставить эти правамоему внутреннему Я". Вполне возможно, что эти идеи покажутся вам ошеломляющими, дажешокирующими. Довольно часто родители упрекают нас: "Разве это не эгоистично-- заботиться о себе? Разве это не аморально? Окружающие осудят меня, и мнепридется испытывать чувство вины". Вот некоторые ответы на эти вопросы. Мы не советуем вам становиться эгоистами и тиранить окружающих. Мы лишьнастоятельно просим, чтобы вы предоставили вашему внутреннему Я равные правас другими людьми и чтобы вы верили: делая так, вы не только не причинитевреда окружающим, но в действительности будете им полезны. Об этом хорошосказал Шекспир: Всего превыше: верен будь себе. Тогда, как утро следует за ночью, Небудешь вероломным ты ни с кем. Вы сможете дать другим что-либо только в том случае, если сначала у васбудет что дать. Если вас будет окружать тысяча умирающих от жажды людей, а увас лишь пустое ведро, то вы ничего не сможете сделать, пока не наполнитеего водой. Учиться быть преданным и заботливым по отношению к своемусобственному внутреннему Я -- это и означает наполнять водой свое ведро.Утвердившись в этом, вы гораздо лучше, чем раньше, сможете заботиться и одругих людях. Так будет потому, что вы станете помогать окружающим только втом случае, если вы этого захотите, а вовсе не потому, что "должны" этоделать; а такой вид помощи, учитывая вашу добрую волю, имеет совершенноиной, гораздо больший смысл, чем помощь из чувства долга. Вы можете иметь очень сильное желание быть тем источником, из которогопроистекает энергия во благо других людей. Если это так, помните: этаэнергия может исходить из вас только при условии, если ее источник открыт ине заблокирован. Быть в хороших отношениях со своим внутренним Я, заботитьсяо нем и принимать его руководство -- вот что открывает источник этойэнергии. Мы убеждены: изначально, в своей основе, людей делают счастливымилюбовь, сотрудничество, предоставление свободы другим и ощущение их счастья.И если вы на самом деле дадите полную свободу вашему сигнальщику, онприведет вас ко всему этому. Не следует бояться, что он толкнет вас кэгоистичным и деструктивным поступкам. Доверьтесь ему -- и увидите, что оноправдает ваше доверие. И наконец, ваша забота о себе является благом не только для вас, но идля вашего ребенка. Мы неоднократно испытывали глубокое и сильноевпечатление от того, как положительные последствия большей, нежели ранее,заботы человека о самом себе распространяются также на других значимых длянего людей. Если ваш ребенок делает что-либо, что относится уже к перечнюсобытий вашей жизни, то он или она воспринимает вас, по-видимому, не какреального, живого человека, но как некую тень, вещь, как некое удобство.Ребенок может расценивать вас примерно так же, как он или она расцениваюттопливный насос: как нечто, что лишь снабжает, обеспечивает, но не имеетчувств и переживаний, не заслуживает ни снисхождения, ни даже элементарного"спасибо" и является просто чем то, что следует использовать. Очень плохо,когда ребенок вырастает с таким представлением о другом человеке. Если же выначнете более серьезно относиться к вашим собственным внутренним сигналам,то ребенок также извлечет из этого пользу -- хотя бы потому, что будет лучшеи полнее осознавать вас в качестве настоящего, реального человека и научитсятому, как вообще следует относиться к людям, чтобы прожить нормальную исчастливую жизнь. Ваш ребенок, вероятно, делает все возможное, чтобы вынудить васпостоять за себя, так как каждому ребенку нужен определенный, настоящийчеловек, с которым он мог бы взаимодействовать, общаться, сталкиваться."Определенным и настоящим" мы называем человека, принимающего на себяответственность за удовлетворение своих потребностей и совершающего все своидействия и поступки только по собственному желанию. Лучше всего, если такимилюдьми для детей будут их родители. Даже психотерапевт не в состоянии датьздесь ребенку того, что может родитель. Короче говоря, то, чего недостает вашему ребенку,-- это, скорее всего,та часть вас самих, которая испытывает желания принимает решения, ощущаетсебя и заботится о себе. Таким образом, нам очень хотелось бы, чтобы вывернули самих себя -- ваши нужды, потребности и переживания -- в ситуациювзаимодействия с ребенком. Давайте начнем работать над этим прямо сейчас. Первое, о чем мы вас попросим, состоит в том, чтобы научиться думать иговорить на языке вашего внутреннего Я, т. е. на языке положительныхЯ-высказываний. Разного рода мысли постоянно поднимаются в вас, подобно тому, как водабьет из источника. Они возникают как Я-мысли. Я хочу бутерброд. Я испытываю непреодолимое желание почесаться. Я обожаю эту картину. Я чувствую усталость. Я собираюсь помыть машину. Все это реальные, ясные, определенные и конкретные обращения вас ксамому себе. Они возникают в полной надеаоде на то, что вы услышите их исоответствующим образом отреагируете; но до того, как это произойдет, ониочень часто наталкиваются на препятствие. Это препятствие состоит из радапредставлений, способных вызывать в вас чувство страха; например: если япроявлю заботу об этом первоначальном импульсе и осуществлю его в своихдействиях, то: Окружающие перестанут любить меня. Это поранит чувства других людей. Это будет эгоистичным. Я слишком сильно заявлю о себе. Это будет невежливо. И т. д. Я-мысли не могут пробиться сквозь этот барьер в своем исходном>первоначальном виде; они пробиваются сквозь него только в ослабленном,искаженном виде. Они преобразуются в вопросы, в вы-, мы- или в безличныевысказывания, в отрицания. Так, если вы едете с другом в машине и вам в голову приходит мысль: "Яхочу бутерброд",-- то, скорее всего, она натолкнется на препятствие -- "Еслия выскажу эту мысль, то это будет звучать либо невежливо, либо эгоистично"-- и будет выражена следующим образом: "Почему бы нам не остановиться и неперекусить?" Или: "Не хочешь ли ты остановиться, чтобы съесть что-нибудь?"Аналогичным образом:
Я хочу спать может стать Почему бы нам не пойти спать?
Я чувствую, что со мной обращаются возмутительно и несправедливо может стать Ты плохой, злой!
Я счастлив может стать Как вы себя чувствуете?
Я хочу спокойно пожить этим летом может стать Сынок, почему бы тебе не поискать сейчас работу на лето?
Таким образом, когда вы высказываете эти мысли, они уже не являются ниясными, ни определенными. Обратите внимание, как каждая из них перекладываетответственность на того, кому она адресована. Мы полагаем, что причинасопротивления и озлобления, зачастую вызываемых ими в другом человеке,заключена в том, что на самом деле они навязывают ему или ей принятиерешения. Два человека, у каждого из которых есть привычка использовать подобноепрепятствие для своих мыслей, могут прийти в конце концов к тому, что будутделать то, чего никто из них на самом деле не хочет. Не хотела бы ты пойти в кино? Я не знаю. А ты? Я подумал, что, может быть, ты хочешь пойти. Ну хорошо, а что ты хотел бы посмотреть? Я не знаю; а что бы ты хотела? Я не думаю, что тебе понравится то, что идет в "Оакс". Может быть, ты хочешь посмотреть что-нибудь в "Роксиан"? И т. д. Мы очень хотим, чтобы вы вернулись к своим исходным мыслям, прямым иположительным Я-вы-сказываниям. Мы понимаем, конечно, что препятствия существуют. Вас может пугать ужесама мысль говорить с помощью Я-высказываний, вы можете подумать про себя:"Это поранит чувства других людей" или "Окружающие перестанут любить меня".Эти мысли-барьеры очень сильны, и даже авторы этой книги до сегодняшнего дняне преодолели их полностью. Поскольку мы имели дело с ними достаточно долго,то можем рассказать вам о них еще кое-что. Эти мысли-барьеры обычно очень преувеличены. Вызываемые ими страхивесьма далеки от того, что произойдет на самом деле, когда вы начнетеиспользовать Я-высказывания. Последствия, которых вы так боитесь, произойдут, скорее всего, нетогда, когда вы будете употреблять Я-высказывания, но когда вы станетеговорить, используя Вы-высказывания! Некоторое время спустя после начала использования Я-высказыванийбольшинство людей испытывают, ско- рее, положительные, нежели отрицательные эффекты: улучшение отношений сокружающими и ощущение приятного возбуждения. Когда за Я-высказываниями следуют какие-то неприятные результаты, ониобычно незначительны и быс-тропроходящи. Долгосрочное воздействие Я-высказываний на ваши отношения с окружающимиобычно оказывается положительным. Наше следующее упражнение -- это упражнение с Я-высказываниями.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: