ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Учебно-методическое пособие для студентов
лечебного факультета
Тюмень 2004г.
Учебно-методическое пособие по разделу «Гигиена детей и подростков» содержит сведения по оценке физического развития детей и подростков, состояния здоровья детского населения; определению готовности детей к обучению в школе; гигиеническому нормированию учебных занятий в школе; закаливанию детей и подростков; санитарно-гигиенической экспертизе проектов образовательных учреждений; санитарно-гигиеническому обследованию образовательных учреждений; а также вопросы тестового контроля по данному разделу.
Предназначены для студентов лечебного факультета.
Учебно-методическое пособие составлено доцентом кафедры гигиены с основами экологии Г.А.Сулкарнаевой, ст. преподавателем А.П.Васильевой.
Рецензент: д.м.н., зав.каф. П.Я.Шаповалов
Обсуждены на заседании кафедры «_____» ______________ 200 г.
Утверждены на заседании ЦМК ТГМА по гигиеническим дисциплинам «____»__________2004г.
|
|
Введение
Обеспечение нормального роста и развития подрастающего поколения - основная задача гигиены детей и подростков - самостоятельного раздела гигиенической науки. Гигиена детей и подростков изучает влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм, разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно-противоэпидемические требования и правила, контролирует санитарное состояние детских и подростковых учреждений, обосновывает оздоровительные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей и гармоническое развитие детей и подростков.
Гигиена детей и подростков, как научная дисциплина и практическая область здравоохранения, интегрирует гигиенические знания и опыт санитарно-эпидемиологической службы (коммунальная гигиена, гигиена труда и питания, социальная гигиена и эпидемиология) применительно к растущему организму с учетом его потребностей, а также закономерностей роста и морфо-функциональной зрелости на каждом возрастном этапе.
В данном учебно-методическом пособии представлены практические занятия, способствующие формированию у будущих врачей гигиенических знаний, а также умений и навыков, необходимых для оценки здоровья детского населения, физического развития, условий воспитания и обучения и др., а в конечном итоге - разработки мероприятий по оздоровлению условий жизни подрастающего поколения.
Тематический план проведения практических занятий
№ | Темы практических занятий | Кол-во часов |
1. | Исследование и оценка физического развития детей и подростков. | 2 часа |
2. | Оценка состояния здоровья детского населения. Определение готовности детей к обучению в школе. | 2 часа |
3. | Гигиена учебных занятий в школе. | 2 часа |
4. | Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, дошкольных учреждений. | 2 часа |
5. | Самостоятельная работа: Санитарно-гигиеническое обследование школы (ДДУ) /посещение объекта, оформление акта/. | 2 часа |
6. | Защита актов санитарно-гигиенического обследования школ (ДДУ) | 2 часа |
7. | Семинар по разделу «Гигиена детей и подростков» | 2 часа |
Тема занятия: Исследование и оценка физического развития детей и подростков (2 часа).
|
|
Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по оценке физического развития детей и подростков в профессиональной деятельности врача, а также при подготовке студентов к будущей жизнедеятельности.
Цель занятия:
а) Цель изучения темы: ознакомление с основными показателями и методами оценки физического развития детей и подростков.
б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться пользоваться антропометрическим инструментарием, правильно производить антропометрические измерения и оценивать полученные результаты.
Воспитательные задачи изучения темы:
· развитие у студентов мышления профилактической направленности;
· развитие гигиенической культуры студентов;
· формирование здорового образа жизни студентов.
План изучения темы: