Факторы, оказывающие влияние на упаковку

Основными факторами, которые следует учитывать при создании и использовании упаковки являются:

- соответствие размеров упаковки запросам потребителей;

- предпочтение потребителей в отношении дизайна упаковки;

- существующие требования законодательства в области упаковки;

- необходимость соответствия стоимости упаковки покупательной способности потребителей товаров;

- целесообразность узнаваемости товара его потенциальными покупателями;

- возможность восприятия упаковки товара в силу образовательного и культурного уровня потребителей.

Размер упаковки. Логистика требует, чтобы размер транспортной тары вписывался в единую модульную систему в соответствии с международными стандартами. Эти же требования следует предъявить и к потребительской таре (при упаковывании в транспортную тару).

Большое значение имеет размер упаковки товара. Это, прежде всего, касается товаров повседневного спроса. Проводимые исследования, показывают, что для продуктов питания все большее значение приобретает легкая упаковка, содержимое которой предназначается для одноразового потребления одним человеком. При этом считается, что наиболее приемлемой упаковкой для твердых продуктов питания является упаковка продукта массой в 100г, а для жидких продуктов такой является упаковка объемом 250 мл.

К линейным размерам относят длину (I), ширину (b), высоту (h), диаметр (d). Основной мерой длины служит метр. В некоторых государствах, кроме того, в качестве единицы используют фут, равный 304,8 мм, и другие. Объем груза измеряют разными объемными единицами. Основной является кубический метр, а на морском транспорте еще и регистровая тонна (2,83 м. куб). Массу груза определяют в килограммах или в тоннах (жидкие грузы - литры, баррели).

Требования законодательства. Практически во всех странах существует законодательная база, определяющая основные требования к упаковке. Как правило, предусмотрено соблюдение национальных, региональных и международных стандартов по упаковке. Наиболее высокие требования к упаковке товаров предъявляются в промышленно развитых странах. В странах ЕС реализуется совместно одобренная Директива Совета ЕС «Об упаковке и отходах от нее», в соответствии с которой установлены согласованные правила и нормы упаковки и маркировки товаров. Наличие последних гармонизирует национальные нормы создания использования упаковки. В соответствии с данной директивой, в частности для упаковки продовольственных товаров предусмотрено, что:

- в состав упаковочного материала должно входить минимальное количество вредных для здоровья человека веществ;

- объем и масса упаковки должны быть минимальными и обеспечивать сохранность товара и безопасность его потребления;

- физические свойства товара и дизайн упаковки должны быть пригодны для ее использования, а после окончания срока потребления товара, составляющие ее основные ценные компоненты, могут быть извлечены для их переработки.

Эффективность эксплуатации упаковки. Для оценки эффективности размещения транспортной упаковки при ее хранении и транспортировке обычно используется показатель объемной эффективности. Поскольку площади для хранения и транспортировки товара достаточно дороги, объемная эффективность упаковки становится весьма важным показателем. Так, прямоугольные коробки в этом смысле более удобны и эффективны, чем цилиндрические банки, а банки в свою очередь более эффективны по сравнению с большинством существующих бутылок. Новые технологии хранения и транспортировки товаров могут также потребовать стандартных (нормативных) размеров упаковки, с тем, чтобы она точно входила в контейнер или другой вид транспортной тары, и нанесения на упаковку специального товарного кода, который позволит следить за товаром в процессе его транспортировки и хранения.

При оценке экономичной эффективности применения упаковки необходимо учитывать затраты на всех стадиях ее производства и потребления и экономию от сокращения потерь продукции. Важным фактором является масса тары, поскольку увеличение массы товара с тарой приведет к увеличению затрат на транспортирование.

Эффективность упаковки в грузопереработке зависит от характеристик продукта, свойств укрупненной грузовой единицы и от информационных характеристик самой упаковки.

В целом же разработка эффективной конструкции упаковки для нового товара требует комплексного анализа и принятия большого числа последовательных решений. Прежде всего, необходимо создать концепцию упаковки, то есть принципиально определить: какой должна быть упаковка и какую роль она должна сыграть для конкретного товара? При этом следует параллельно обозначить главные и вспомогательные функции упаковки.

Полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность и производительность логистической деятельности. От полезности, или технологичности, упаковки зависят показатели производительности всех логистических операций — от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.

Производительность логистики равна отношению результата логистической операции (например, загрузки трейлера) к исходным ресурсам (время работы оператора вилочного погрузчика). Большая часть усилий по повышению производительности логистики направлена на интенсификацию труда. Но тот, же результат может обеспечить и оптимизация упаковки. Почти во всех случаях логистическая производительность может быть измерена числом упаковок — в течение часа загруженных в трейлер, отобранных на складе для комплектования заказа и т.п.

Стоимость упаковки. В экономике необходимо найти наиболее оптимальное решение при упаковывании продукции. Для фирм, занимающихся производством продукции, важно найти рациональные типы, виды упаковки и способы транспортирования исходя из свойств упакованной продукции.

Потребительская тара не должна быть избыточной по массе и стоимости, чтобы соотношение стоимости товар/тара было намного больше единицы. Стоимость тары для продовольственных товаров повседневного спроса должна составлять не более 5% от стоимости упакованного товара. Увеличение стоимости тары в некоторых случаях целесообразно (даже до 30%) только тогда, когда в этой упаковке значительно продлевается срок хранения товара, например нарезка в вакуумной упаковке и т.п.

Расчет стоимости упаковки. Суть вопроса подразумевает исключительно стоимость потраченного материала, однако, для понимания цельной картины расходов на упаковку, необходимо учесть и остальные составляющие себестоимости.

Себестоимость упаковки. Под себестоимостью упаковки понимаются все затраты, связанные с созданием (изготовлением) единицы упаковки выраженные в денежной форме. Рассчитать себестоимость можно по формуле:

Себ = СтМат + СтИзг, где

Себ – себестоимость упаковки.

СтМат – стоимость материала, затраченного на изготовление упаковки.

СтИзг – стоимость изготовления самой упаковки.

Стоимость изготовления упаковки. Стоимость изготовления включает в себя все затраты на изготовление упаковки, за исключением стоимости материала, в том числе стоимость упаковочного оборудования, на котором изготавливается упаковка, стоимость потребления таким оборудованием электроэнергии, сопутствующие затраты и затраты на оплату труда оператора оборудования. Если привести это к формуле, то она будет иметь следующий вид:

СтИзг = СтОб/РесОб + (СтЭл + СЗ + ЗОТ)/Куп, где

СтОб – стоимость оборудования (включая затраты на пуско-наладочные работы).

РесОб – ресурс оборудования в количестве упаковок.

СтЭл – стоимость потребленной оборудованием электроэнергии.

СЗ – сопутствующие затраты, такие как аренда помещения для оборудования и т.д. (если доля сопутствующих затрат небольшая, или оборудование используется в общем цеху, где невозможно вычислить долю затрат на конкретное оборудование, данной составляющей можно пренебречь).

ЗОТ – затраты на оплату труда оператора, включая непосредственно саму зарплату и налоги, уплачиваемые в связи с ее выплатой.

Куп – количество изготовленных упаковок.

Пример расчета. Допустим, предприятие решило упаковывать журналы. Для чего приобрело установку, стоимостью 3000,00 руб., с ресурсом работы в 300 000 упаковок и потреблением электроэнергии 200 Вт/час, арендовало отдельное помещение площадью 10 кв. м. по 30,00 руб./кв. м. и наняло оператора с зарплатой в 2000,00 руб. Оператор отработал месяц (по 8 часов каждый рабочий день) и изготовил 50 000 упаковок. В этом случае, стоимость изготовления одной упаковки будет составлять:

СтИзг = 3000 руб. /300 000 шт. +(0,2 КВт 8 час 22 дня 0,25 руб. + 10 кв. м. 30 руб. + 2000 руб. + 660 руб.) / 50 000 уп. = 0,159376 или 0,16 руб.

Стоимость материала упаковки. Для расчета стоимости материала, затраченного на упаковку (СтМат), необходимо иметь данные о весе 1 кв. м. Это связано с тем, что производители полимерных пленок формируют цены на них, исходя из веса, а не площади. Следовательно, приобретается пленка килограммами, а расходуется метрами.

Обычно, вес 1 кв. м указывает производитель, либо можно узнать у поставщика. Если же таких данных получить не удается, можно вычислить примерный вес пленки. Так, принято считать, что 1 кв. м. пленки толщиною в 1 микрон весит 1 грамм. Таким образом, при использовании пленки толщиною в 20 мкм, ее вес 1 кв. м будет примерно 20 гр.

Далее, расчет стоимости материала производится по формуле:

СтМат = Выс. 2 Шир. ВсМ СтМ, где

Выс. – высота упаковки.

Шир. – ширина упаковки.

ВсМ – вес 1 кв.м.

СтМ – стоимость 1 кг пленки.

Пример расчета. Продолжая приведенную выше ситуацию, предположим, что предприятие упаковывает журналы в полиэтиленовую пленку толщиной 20 мкм и стоимостью 25 руб./кг, получая размер упаковки 400 мм на 400 мм. Стоимость пленки в расчете на 1 упаковку будет:

СтМат = 0,4 2 0,4 0,02 25,00 = 0,16 руб.

Таким образом, себестоимость одной упаковки для приведенного выше примера будет около 32 коп.

Восприятие товара. Сложно переоценить влияние упаковки на восприятие товара потребителями и последующее принятие решения о покупке. В зависимости от типа упаковки, ее вида формируется первичное представление потенциального покупателя о товаре. Существуют несколько основных требований, которым должна удовлетворять хорошая упаковка:

- функциональность, т.е. продукт должен при помощи упаковки сохранять свои свойства, защищать при транспортировке, быть удобной в использовании;

- привлекательность для целевой аудитории;

- исполнение упаковки;

- упаковка должна «говорить». Используйте упаковку как средство коммуникации с Вашим потребителем!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: