Роль упаковки в определении транспортных характеристик грузов

Транспортные характеристики груза — это совокупность свойств груза, определяющих технику и условия его упаковки, перевозки, погрузки и хранения. В понятие транспортной характеристики груза в первую очередь входят объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности тары и упаковки, а также некоторые товарные свойства. Для придания грузу транспортабельного состояния его упаковывают в тару, которая должна быть достаточно прочной для условий перевозки и выдерживать перегрузку в пунктах перевалки грузов, легкой, дешевой и минимальной по объему.

В Беларуси для всех видов транспорта была установлена единая классификация и тарифная номенклатура грузов, которая служит для установления тарифного класса груза и определения провозной платы.

Транспортная классификация охватывает всю номенклатуру предъявляемых к перевозке грузов и учитывает различные требования организации транспортного и перегрузочного процессов. Для систематизации свойств грузов и решения вопросов совместной перевозки их принято разделять по следующим признакам: способу перевозки, физико-химическим свойствам, режиму перевозки и совместимости, различных по своим свойствам грузов.

Классификация по способу перевозки. Все грузы по способу перевозки делятся на штучные, навалочные, наливные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах.

К штучным грузам относится широкая номенклатура грузов в ящиках, мешках, бочках, барабанах, тюках, кулях и т. д. К штучным грузам относятся также автомобили, тракторы, строительная техника, металлоконструкции, техническое оборудование и другие, многочисленные по наименованиям грузы, перевозимые отдельными местами. Если линейные размеры одного места штучного груза более 9 м, оно относится к разряду длинномеров, а если масса отдельного грузового места более 3 т, то оно относится к разряду тяжеловесов.

Укрупненные грузовые единицы — это контейнеры, трейлеры, флеты, ролл-трейлеры, пакеты и так далее.

К наливным грузам относятся нефть, нефтепродукты, растительные масла, патока, спирт и винные материалы, химические грузы и сжиженные газы.

Классификация по физико-химическим свойствам. По физико-химическим свойствам грузы разделяются на:

- гигроскопические, способные воспринимать влагу, из окружающей среды и легко ее отдавать;

- самонагревающиеся и самовозгорающиеся;

- ядовитые и выделяющие вредные газы;

- огнеопасные;

- взрывчатые;

- слеживающиеся, смерзающиеся и спекающиеся;

- издающие специфические запахи;

- воспринимающие посторонние запахи;

- пылящие.

Классификация по режиму перевозки. В зависимости от влияния на грузы внешней среды, т. е. температуры и влажности, их принято разделять на нережимные и режимные. К нережимным относятся такие грузы, у которых действия агрессивных факторов, возникающих в процессе перевозки, не вызывают изменения их физико-химических свойств и ухудшения качества. Они не требуют создания особых условий при их транспортировке. К режимным относятся такие грузы, которые требуют создания определенных температурно-влажностных условий. Без соблюдения этих условий транспортировка режимных грузов невозможна или возможна только в течение ограниченного времени. Некоторые грузы требуют выполнения особых карантинных режимов перевозки.

Классификация по совместимости различных грузов. Грузы обладают чрезвычайно разнообразными физико-химическими свойствами. Часто это приводит к тому, что совместная их перевозка в одном помещении невозможна. Нарушение этого ограничения может привести к полной порче груза или частичной потере товарных качеств груза.

Для решения вопросов совместимости перевозимых грузов надо знать не только свойства груза, но и возможность их проявления в зависимости от тары и упаковки.

Выбор тары для перевозимого груза определяется, в первую очередь, свойствами груза и зависит также от условий погрузки, перевозки и разгрузки. Наиболее широко в качестве тары используют бочки (катная тара), бутылки и банки (стеклянная тара), ящики, мешки, а также специальную тару. Грузы, помещаемые в стеклянной таре, дополнительно укладывают в ящики или корзины с мягкой набивкой из соломы или стружки. Различают также мягкую и жесткую тары.

Груз, упакованный в тару, снабжается маркировочной биркой из фанеры или бумажной наклейки. Маркировка может быть:

- транспортной, когда на ней указан номер товарно-транспортного документа на перевозимый груз и количество транспортируемых мест;

- грузовой, где указан пункт отправления и грузоотправитель, а также пункт назначения и грузополучатель;

- товарной, которую наносит завод-изготовитель, с указанием наименования предприятия, изготовившего груз, и род груза;

- специальной, определяющей порядок обращения с грузом при погрузке, в пути и во время выгрузки. Такую маркировку выполняют с использованием специальных манипуляционных знаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: