Цель: Развитие доверия и чувства сплоченности в группе. Вводная часть включает в себя упражнения, направленные на развитие доверия (на невербальном уровне).
1. Упражнение «слепой и поводырь»: участники группы по очереди пытаются провести «слепого» (участника с завязанными глазами) через искусственно созданные препятствия, затем проводится обсуждение; с каким по счету «поводырем» подростку было комфортнее, почему; «слепой» пытается угадать, когда кто водил.
2. Упражнение «дождик»: участники группы выстраиваются в две шеренги, напротив друг друга. Каждый по очереди, медленно, проходит между этими «шеренгами» с закрытыми глазами, в то время как другие участники наносят легкие «игольчатые» прикосновения, имитирующие капли дождя.
3. Обсуждение домашнего задания (трудностей, возникших при самостоятельном выполнении техники нервно-мышечной релаксации).
Рабочее время включает в себя следующие упражнения.
1. Упражнение «мать-дитя»4 группа делится на внутренний круг («детей») и внешний круг («родителей»). «Дети» усаживаются на пол, обхватив колени руками и опустив голову на колени. «Родители» подходят со спины, обхватывают «детей» своими бедрами и руками, приподнимая носки «детей» над полом, и начинают плавно раскачивать со стороны в сторону, имитируя контакт младенца с матерью (для удовлетворения базовой потребности в защите и любви). Упражнение выполняется со сменой родителей и сменой ролей. Время выполнения 15—20 минут. Обязательно последующее обсуждение.
|
|
2. Построение «телесных скульптур»: работа осуществляется в парах со сменой ролей. Один участник («скульптор») молча лепит из тела другого любую «скульптуру». Когда все «скульптуры» готовы, проводится обсуждение с обменом впечатлениями.
3. Упражнение «марионетка» или «динамическая скульптура»: работа осуществляется в тройках. Один участник с закрытыми глазами выступает в роли марионетки: пассивно воспроизводит те движения, которые молча задают два других участника. Работа выполняется со сменой ролей и обязательным обсуждением после выполнения. Время выполнения 7—10 минут на каждого участника.
4. Упражнение «доверяющее падение»: каждый участник по очереди падает спиной, не сгибаясь, со стула (или скамейки) на руки других участников группы, которые бережно подхватывают его.
5. В ходе выполнения релаксационных упражнений предлагается последовательно представить «маленькие ротики» в области стоп, коленей, копчика, средней части грудной клетки, ладоней, локтей, плеч, шеи, макушки, всего тела. Дается инструкция: «Делайте вдох через маленькие ротики, а выдох произвольно».
Обсуждение трудностей, возникших в ходе выполнения упражнений.
Домашнее задание:
1) В ходе самостоятельного выполнения упражнений на релаксацию выполнять технику «продышать тело» один раз в день (можно использовать прослушивание музыкальной записи, подготовленной заранее психотерапевтом).
2) Подготовить пантомимический показ неодушевленного предмета.