Г. Заключение: подростковый кризис — понятие без достаточных обоснований

Опросы, проведенные на репрезентативных выборках подростков, в особенности исследования Доувана и Адельсона в США и Раттера в Великобритании, показали, что подростковому возрасту не обязательно свойственны психологические потрясения и открытые конфликты. Лонгитюдные исследования на маленьких детях и детях предподросткового возраста не выявили симптомы психологических нарушений, показав, что «нормальные» респонденты редко имеют психологические сложности и проблемы в подростковом возрасте: только один из пяти в США, согласно Офферу, и один из шести, по данным Шиланда, во Франции.

Конечно, большинство подростков, обследованных этими авторами, имеют специфические особенности, характерные для этого периода изменений. Раттер говорит в этой связи о «чувстве неуверенности», и этот термин точно отражает общее впечатление об этом возрасте Бианки Заззо, полученное в результате исследования французских подростков. Однако если достаточно большое количество подростков имеют некоторые признаки тре*
136

вожности или депрессии, то следует помнить, что это количество равно или далее меньше соответствующего процента взрослых с такими же симптомами. Представление об отрочестве, как о «патологии» является, таким образом, совершенно неадекватным, тем более что процент людей с серьезными отклонениями, требующими психиатрической помощи, в отрочестве не выше, а даже несколько ниже, чем в любом другом возрастном периоде.
За последние 15 лет идея юношеского кризиса как характерного для нормально протекающего отрочества не нашла ни эмпирического, ни клинического подтверждения. Однако это не отразилось на психоаналитических концепциях отрочества, которые и сегодня считают его периодом психологических потрясений: краха Я, возвращения на «доэдипову* стадию развития, тревожности и депрессивной скорби, обусловленных привязанностью к родителям. Грин, в частности, отмечает, что «... наиболее общей характеристикой отрочества является скорбь. Она есть не только отрешенность, равнодушие по отношению к образам родителей, она питается мыслью об их убийстве. И это так даже в том случае, если на предыдущих стадиях развития не наблюдалось особых сложностей» (Green, 1977, р. 83).
Как же можно объяснить это различие между психоаналитическими концепциями, с одной стороны, и эмпирическими наблюдениями и данными эпидемиологических исследований, с другой? Многие психоаналитики утверждают, что интимные проблемы подростка могут быть раскрыты только в ходе длительного анализа и ускользают при поверхностных опросах. Однако следует отметить,
что Мастерсон и Оффер старались охватить практически все аспекты внутреннего мира подростка с помощью многочисленных и неоднократных опросов, проективных тестов и проективных проблемных ситуаций, не считая интервью с родителями, встреч с учителями и т.д. Как неоднократно подчеркивалось, психоаналитик имеет дело с определенной выборкой респондентов, имеющих достаточно серьезные психологические проблемы, оправдывающие применение терапии, но подобная выборка подростков совершенно нерепрезентативна для средней популяции. Но прежде всего все-таки хорошо, что в основе подобных рассогласований лежит ортодоксальная теория:
I Курсив наш. — М. К.
137

«Все эмпирические исследования на репрезентативных выборках исходили из теории бунтующего подростка. Речь идет не о теоретическом противоречии, ибо большинство этих работ основывалось на психологических гипотезах. Но это не имело значения: накопление противоречащих исходным посылкам фактов мало повлияло на ортодоксальную доктрину» (Adelson, 1980, р. 113).

Литература

  • Adelson J. Handbook of Adolescent Psychology. N. Y.f 1980.
  • Aries Ph. t Enfant et la Vie Familiale sous I Ancien Regime. P., 1973.
  • Bettelheim B. Les Blessures Symboliques. P., 1971.
  • Bios P. The Adolescent Passage. N. Y., 1979.

5. Brown J. K. A cross-cultural study of female initiation rites//Anierican Anthropoiogist. 1963. 65.

  • Brown J. K. Female initiation rites a review of the current literature//D. Rodgers (Ed). Issues in Adolescent Psychology. N. Y., 1969.
  • Burton R. V., Whitting J. W. The absent father and cross sex identity//D. Rodgers (Ed.). Issues in Adolescent Psyhology. N. Y.,

1969.
8. Castaredes M. F. La sexualite chez 1 adolescent//La Psvhiatrie de I Enfant. 1978. V. 21. № 2,-
9. Chiland C. I enfant de six ans devenn adolescent//Revue de Neuropsychiatrie intantile et d Ilvgiene mentale de L Enfance. 1978. 26. 12.

  • Debesse M. D Adolescence. P., 1947.
  • Douvan E„ Adeison J. The Adolescent Experience. N. Y., 1966.
  • Ebtinger Д., Bolzinger A. Crises, incertitudes et paradoxes

de 1 adolescence//Revue de Neuropsychiatrie infantile et d Hygiene mentale de I Enfance. 1978. V. 26. № 10—11.
lZ.'Eliade M. Initiation, Rites, Societes Secretes. P., 1959.
14. Freud A Adolescence as a developmental disturbance//G. Kaplan, F. Lebovici (Eds). Adolescence: Psychosocial Perspectives. N. Y., 1969.
15.. Friedenberg E. Z. The Vanishing Adolescent Boston, 1959.
16. Hanry P. La clitoridectomie rituelle en Guinee: motivations, consequences Psychopathologia, Africaine. 1965. V. 1. № 2.
138

  • Hart С. W. Contrast between prepubertal and postpuberal education//G. Spindler (Ed.). Education and Anthropology. Stanford, 1975.
  • Jocelyn I. M. Psychological changes in adolescence//Children. 1959. 67.
  • Katz M. В., Daoey I. F. Youth early industrialization in a Canadion city//American Jiurnal of Sociology. 1978. 84.

20. Katz S. H. Antropologie sociale/culturelle et
biologie//E. Morin, M. Piattelli-Palmarini (Eds). Pour une
anthropologic fondamentale. P., 1974.
21. Laplanche J. Symbolisation//Psychanalyse a I Uiversite.
1975. V. 1. № 1.

  • Masterson J. F. The symptomatic adolescent fave years after: he didnt grow out of it//American Journal of Psychiatry. '967. 123.
  • Masterson J. F.t Washburne A The symptomatic adolescent: psychiatric illness or adolescent turmoil?//American Journal of Psychiatry. 1966. 122.
  • Mead M. Coming of Age in Samoa. N. Y., 1961.
  • Mead M. Growing up in New Guinea. N. Y., 1958.

26. Norbeck E„ Walker D.f Conen Af. The interpretation of
dates: puberty rites//American Authropologist. 1962. 64.
27. Roheim G. Psychanaiyse et Anthropologic. P., 1967.
28. Rosen B. M., Bahn A. K., Shellow Д., Bower E. M.
Adolescent patients served in outpatient psychiatric
xlinics//American Journal of Public Health. 1965. 55.
29. Rutter M. Changing Youth in a Changing Society
Cambridge, 1980.
30. Rutter M.r Graham P.t Chadwick O., Yule M. Adolescent
turmoil: fact or fiction//Child Psychology and Psychiatry. 1976. 17.
31. Shorter E. Naissance da Famille Moderne. P., 1977.

  • Simons R. G.p Rosenberg F. Sex, sex-roies and self-image//Journal of Yuuth and Adolescence. 1975. V. 4. № 3.
  • Sindzingre N. Le plus 4t ie moins: a propos d excision//Cahiers d Etudes Africaines, 1977. V. 17. I cahier.

34. Srole L., Langner T. S., Michael S. Г., Opler M. K.,
Reunite T. A.
Mental Health in the Metropolis: the Midtown
Manhattan Study. N. Y., 1962.

  • Van Gennep A. Les Rites de Passage. P., 1909.
  • Verner A M.t Stewart C. S.. Hager D. /. The sexual behavior of adolescents in Middle Americal//Journal of Marriage and the Family. 1972. 34.
  • Weiner I. В. Psychological Disturbance in Adolence. N. Y., 1970.
  • Whiting J. W.t Kluckhohn R. С Anthony A La fonction des ceremonies d initiation des males a la puberte//A. Levy (Ed.). Psychologie Sociale. P., 1968.
  • Young F. W. The function of initiation ceremonies: a cross-cultural test of alternative hypothesis//The American Journal of Sociology. 1962. 67. 4.
  • Zazzo B. La psychologie Differentielle des Adolescent. P.,

1966.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: