Если же вы движетесь на атакующего, то его сильный удар не состоится из-за действий элементарных законов физики. Во-первых, оружие еще не успело разогнаться до нужной скорости. Во-вторых, контакт с зоной удержания оружия несет гораздо меньшую разрушительную силу, чем середина или конец оружия. Наконец, ваше тело вышло из точки прицела и уже не встретится с максимально разогнавшимся оружием.
Проиллюстрирую мысль примером, знакомым любому, кому приходилось противостоять нападающему с палкой или ломом (черенком от лопаты, клюшкой, бейсбольной битой).
На схеме обозначены: (А) — зона максимальной силы удара, (Б) — зона минимальной силы, (С) — зона, поражающие свойства которой во многом зависят от центра тяжести оружия и стадии удара (положения оружия в плоскости удара).
При соприкосновении с зоной (А) движущегося оружия вы наверняка получаете максимальное впечатление, ибо последний отрезок любого оружия всегда движется с максимальной скоростью.
И наоборот, зону (Б) можно встречать или блокировать даже ладонью. Вряд ли это будет чревато чем-то большим, чем толчок небольшой силы. Инерция удара гасится весьма эффективно, и оружие противника останавливается, не нанеся особого вреда. Именно эта зона оптимальна для защитных и блокирующих действий.
|
|
При блокировке этой зоны щитом (кромкой) атакующая рука испытывает максимальное жесткое воздействие за счет инерции оружия, а возникающий (опрокидывающий момент) способен даже выбить оружие из руки.
При воздействии на зону (Б) рукой («сбив» справа или слева) оружие легко сходит с намеченной траектории. При воздействии на эту зону снизу (подхват изнутри вверх или снаружи вверх) атакующая рука теряет скорость и силу.
Можно задать закономерный вопрос: а что, если оба соперника равно умудрены подобными знаниями и навыками? Ответ прост: вот тут-то и начинается истинное боевое мастерство — прочувствовать манеру движения и мышления противника, переиграть его интуицией, наблюдательностью, «чуйкой».
Мастера высокого класса не колбасятся как заводные зайчики и не осыпают друг дружку ударами, как в дешевых гонконгских фильмах. Их бой сух, лаконичен и достаточно скуп на действия.
Мне могут возразить: а если один из них прикинется лохом, а сам вдруг возьмет да и…
Да, отвечу я, именно это и будет демонстрацией их мастерства высочайшего класса и т. д. Правда, чем дальше, тем сложнее прикидываться лохом, ибо рыбак рыбака…
Нюансы
Примитивно считать полноценными боевыми навыками только умение формально выполнять те или иные приемы. Грамотный боец должен четко знать специфику защитных и механику атакующих действий, поэтому есть смысл коснуться некоторых моментов защиты с точки зрения ее дистанционных особенностей. Именно дистанция, как правило, диктует тот или иной образ защиты.
|
|
1. На дальней дистанции защита приходится на последнюю фазу удара противника. При этом атакующее оружие имеет большую скорость, а поражающей областью является последний отрезок оружия.
Меч имеет максимальную пробивающую силу (а топор — максимальную тяжесть удара). Защита должна строиться по типу локальной преграды поражающему элементу.
2. На средней — защита приходится на среднюю фазу удара. При этом удар уже сформировался, но не набрал максимальную силу. Поражающей областью является средняя часть оружия, реже — последняя треть. Меч имеет значительную и нарастающую тяжесть удара (топор менее опасен, если попал древком). Защита может быть основана на встречном движении, направленном на блокировку оружия или на сбивание его с траектории атаки.
3. На ближней — защита приходится на первую фазу удара, который еще может частично изменить направление. Сила удара еще невелика, а поражающая область ограничивается серединой оружия либо первой третью.
Меч имеет минимальную силу (топор способен опрокинуться и слабо ударить на излете либо остановиться, натолкнувшись древком на препятствие). Защита выполняется как под первую треть оружия, так и под боевую руку (кисть, локоть, плечо).
Вполне понятно, что выставлять защиту лучше, максимально приблизившись к боевой руке противника, ибо ближняя дистанция — самая неудобная для развития атаки. Соответственно, для атакующего оптимальны средняя и иногда дальняя дистанции.
Учитывая это, мастер обогащает бой действиями, меняющими дистанционные характеристики в процессе схватки. Иной раз даже без акцентированных защитных действий неожиданное сближение или разрыв дистанции сводит на нет подготовленные удары противника На дальней дистанции достаточно сместиться назад и вбок. На средней — переместиться в сторону или сократить дистанцию. На ближней — применить толчок корпусом.
Очевидно, что, чем ближе к началу удара защитное действие, тем выше его эффективность. Оптимальный вариант ломки атаки — именно в момент ее зарождения (миг замысла), когда рука-оружие начинает движение.
Необходимо учиться видеть начало действия противника и понимать его возможности, чтобы, как сказано в одной старой поговорке не уклоняться от стрелы, летящей мимо, и не ловить ее своим уклоном.
АТАКА
Бой — это атака, если начали вы, либо контратака, если противник оказался шустрей или вы его вынудили действовать первым.
И в том и в другом случае задача бойца — гармонично совместить две вещи:
1) не дать предугадать свои действия и поразить противника в незащищенном секторе;
2) быстро и правильно определить атакующие возможности противника или заставить его атаковать себя в запланированном секторе, защита которого уже подготовлена.
Именно в выполнении этих задач и проявляются мастерство бойца, его опыт и интуиция. Кто же переиграет соперника? Думается, что более подвижный!
Подвижный как в физическом, так и в интеллектуальном плане.
Зная закономерности нанесения ударов, легко предугадать сектор удара противника и произвести неуязвимый вход в атаку или контратаку. Это вполне логично потому, что любые действия диктуются анатомией человека и имеют скоростные и силовые закономерности.
На схеме, в зависимости от положения боевой руки, светлыми стрелками показаны векторы реально эффективных ударов, черными — нереализуемые направления.
Легко заметить зависимость между положением бойца и возможными направлениями ударов. В каждой отдельной позиции будут присутствовать свои реализуемые области и мертвые зоны.
|
|
В данной ситуации не имеет смысла рассматривать киношные хитровымудренные атаки со сложной перекрученной траекторией, дважды меняющей свое направление.
Такие удары невозможно нанести достаточно быстро и сильно, следовательно, в боевой ситуации они малоэффективны и неопасны.
Ни один серьезный боец не будет излишне финтить, чтобы не получить в ответ мощный прямолинейный удар. Его финт будет быстр и краток, а бить он будет по наикратчайшей траектории, с максимальной силой и скоростью.