Рациональность

Для чего нужны многократные повторения движений на снаряде, бесконечные спарринги и отработка тренировочных ситуаций?

В первую очередь для того, чтобы выработать рациональность действий. Иногда рациональность называют автоматизмом и рефлекторностью. Однако «автоматизм» не совсем точный термин, так как автоматически можно совершать и неверные действия.

А рефлекторное действие не всегда целесообразно: вспомните, как вы рефлекторно дергаетесь, чтобы поймать одну падающую ягодку, и ловко ее ловите, рассыпая при этом рывке всю горсть.

Рациональность легко проиллюстрировать на примере движения, которое каждый совершает по нескольку раз в день на протяжении всей жизни.

Вспомните, как вы открываете дверь.

1. Обычная дверь. Вы, даже мельком взглянув на косяк, почти безошибочно определяете, куда она открывается, внутрь или наружу.

2. Пружинная дверь. Вы никогда не будете толкать дверь возле петель. Ваша рука толкнет дверь ближе к краю, где ее сопротивление меньше, а КПД усилия руки больше.

То есть вы, не задумываясь, не заостряя внимания, рефлекторно совершите наиболее рациональное действие, которое отработано годами и подкреплено опытом выполнения в самых разнообразных ситуациях.

Это и есть рациональность отдельно взятого движения.

Тот же механизм приобретения рационального навыка работает практически в каждом виде деятельности человека — тем более в боевых ремеслах. Именно в боевых ремеслах такой подход наиболее актуален, так как нерациональность в дверях грозит максимум шишкой на лбу, а нерациональность в бою резко снижает ваши шансы выжить.

Рациональные рефлексы — та цель, которая достигается многократным и вариативным повторением именно рациональных действий.

В концепцию рациональности входит и обязательное для бойца умение двигаться.

Если в момент атаки равного вам противника вы тупо стоите на месте, старательно делая блок или пытаясь сдержать удар запасом здоровья, то ваши шансы выжить-победить стремительно сокращаются.

1. Удары противника придут в точку прицеливания с максимальной силой.

2. Ваша тактика ограничится пассивной тактикой неподвижно висящего боксерского мешка с конечностями.

3. Начало вашей атаки будет очевидным, что значительно снизит эффективность всей атаки.

Поэтому с первых занятий необходимо учиться двигаться. Не прыгать на месте в красивой стойке, а двигаться свободно и рационально. Даже остановка должна являться стадией начала движения — начала подготовленного действия.

Навык движения обеспечивает три важных момента:

1. Упрощение начала атаки-защиты, ибо стартовать с места сложнее, чем поменять вектор или скорость движения. К тому же именно в движении легче скрыть момент начала собственной атаки.

2. Выходы из уязвимой позиции — точки прицела противника. Это не позволяет противнику приладиться к вам, как к груше, и снижает эффективность его атакующих действий.

3. Работа с дистанцией, которая является основной составляющей тактики рукопашного боя.

Принцип освоения навыков движения очень прост — движение и маневр должны быть актуальными, т. е. необходимыми при решении учебной задачи или выполнении упражнения (шлифовке технического действия).

Можно год шлифовать классический удар или связку, полгода учиться классическим перемещениям, а потом еще полгода адаптировать наработанный навык к условиям маневра.

В результате обособленно отработанное действие с трудом ляжет на обособленно отработанное перемещение, которое придется дополнительно адаптировать к условиям спарринга. Примерно так происходит в большинстве «восточных боевых искусств».

Но гораздо рациональней уже на стадии первичного знакомства со структурой действия переходить к его шлифовке в движении. Начиная с минимального движения — в работе по качающемуся снаряду, уже формирующей навыки управления дистанцией. Продолжая средним движением — работой по снаряду при круговом перемещении вокруг него. И заканчивая работой по снаряду, удерживаемому двигающимся партнером.

При такой работе уже за полгода происходит гармоничное становление навыков, наиболее соответствующих:

1) персональной конституции, темпераменту и физическим кондициям конкретного бойца;

2) реальной обстановке поединка, когда требуется выполнение действий с движения и по движущемуся объекту;

3) выработке рационального рефлекторного навыка, лишенного лишних действий и чрезмерных энергетических затрат.

Поставьте человека в ситуацию необходимости функционировать в определенных условиях… наиболее рациональным образом…

Яркой иллюстрацией вышесказанному является опыт Александра Ионова, который определил алгоритм равноценного развития левой руки. Чтобы человек раскачал второе полушарие мозга и начал полноценно включать в работу вторую руку, нужно, чтобы он начал все делать левой рукой: начиная с причесывания, бритья и еды и кончая расстегиванием штанов и расчетом мелочью в магазине.

Вторым моментом срывания мертвой точки неуклюжести второй руки является зеркальная работа обеими руками. Как одновременное повторение движения, так и поочередное выполнение действия перед зеркалом и на снаряде.

Третьим моментом будет снарядная и спарринговая отработка действий второй рукой.

Включение второй руки в полноценный боевой арсенал сложно переоценить. Ибо в бою даже частичный выход из строя основной руки делает человека практически беззащитным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: