Заданий 1. Опросник свойств темперамента

Лабораторная работа 13

Тема: ТЕМПЕРАМЕНТ

План

Цель работы: ознакомиться с подходами изучения и методами диагностики темперамента, на примере которых закрепить теоретически представления о подходах к изучению его.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: ситуация консультирования студента по оказанию психологической помощи в организации учебной деятельности с учетом свойств темперамента.

1. ВОПРОСЫ ДЛЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ:

2. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.

3. Учение о типах нервной системы (школа И.П. Павлова).

4. Физиологические основы темперамента (по Б.М. Теплову, В.Д. Небылицину и др.)

Литература

1. Айзенк Г. Количество измерений личности: 16,5 или 3? – критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. 1993.

2. Белоус В.В. Общевидовые нелинейные инварианты ортогональных свойств темперамента // Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь,1970.

3. Бирюков С.Д. Психогенетическое исследование пластичности как черты темперамента человека // Психологический журнал.1992.№5.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996. -336 с.

5. Грей Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. 1993.

6. Красногородский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. - Л, 1958.

7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М, 1999.

8. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 2006.

9. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.

10. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы. – М, 1991.

11. Небылицин В.Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 2002.

12. Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. - 671 с. – С. 336 – 338.

13. Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология // Тенденции развития психологической науки. – М, 1989.

14. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 2005. - №11.

15. Сборник психологических тестов. Часть I- ІІІ: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

16. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. 1993.

17. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 2002.

ХОД РАБОТЫ

1. Студенты выполняют ниже представленные диагностические методики, по каждому из которых оформляют выполнение и краткий вывод.

2. По результатам выполнения всех заданий делается общее заключение по следующей схеме:

- Цель

- с кем, когда и что проводилось

- поведение испытуемого во время обследования, его отношение

- полученные результаты в порядке поставленных заданий

- общий вывод

- рекомендации.

3. Методические материалы диагностических методик.

Заданий 1. ОПРОСНИК СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Методика работы. Студенты диагностируют у себя выраженность свойств темперамента с помощью опросника и переписывают педагогические рекомендации по индивидуализации учебного процесса.

Методические указания. При изучении психологических свойств темперамента следует руководствоваться инструкцией. После ответов испытуемого на вопросы надо подсчитать сумму балов за каждое свойство темперамента в отдельности и соотнести положительные ответы с ключом опросника.

Инструкция. Вы должны ответить на ряд вопросов, которые не являются задачами или правилами, они не связаны с учебной программой. Все они очень простые. Отвечая на каждый вопрос, надо давать один из двух ответов: либо «да», либо «нет». Если вы захотите ответить на какой-нибудь вопрос «да», надо поставить в клетке на бланке для ответов плюс; если захотите ответить «нет» - минус. Номер клетки на бланке для ответа соответствует номеру вопроса. Если вы захотите исправить ответ, сделайте это так, чтобы было понятно. Отвечая, помните:

a) Не нужно тратить много времени на обдумывание ответа.

b) Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ни одного не пропуская. Даже если некоторые вопросы покажутся вам не очень подходящими, постарайтесь найти наиболее точный ответ.

c) Отвечайте честно и искренне. Не старайтесь своими ответами произвести хорошее впечатление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: